|
|||
Сертификация врачей-специалистов в Российской ФедерацииПри использовании материалов с нашего сайта ссылка обязательна!
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Реформирование здравоохранения в Российской Федерации предполагает в том числе установление таких правоотношений, которые были бы адекватны социальным, экономическим и политическим переменам в обществе, при этом одной из важных составляющих является система, определяющая правовое положение врача в его профессиональной среде, что во многом зависит от объективного подхода к допуску специалиста к практической деятельности. Система сертификации врачей-специалистов в российской Федерации (далее "Система") создается с целью совершенствования единой государственной политики в области здравоохранения и обеспечения конституционных прав граждан на жизнь, здоровье и квалифицированную медицинскую помощь в случае болезни, а также соблюдения прав врачей-специалистов на справедливое и квалифицированное решение проблем, связанных с их профессиональной деятельностью. Предлагаемая Система предполагает единство требований к определению готовности врача оказывать квалифицированную медицинскую помощь в соответствии с установленными в Российской Федерации стандартами, обязательными для всех врачей-специалистов и лечебных учреждений вне зависимости от ведомственной принадлежности, организационно-правового устройства и формы собственности. Она учреждается в соответствии с номенклатурой специальностей, установленной в Российской Федерации. Основными принципами работы Системы является разделение ответственности между государственными органами управления, образовательными учреждениями и медицинской общественностью в лице медицинских профессиональных организаций. Создание Системы позволяет четко и однозначно толковать "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (Федеральный Закон № 5487-1 от 22 июля 1993г.) и ряд других нормативных актов, определяющих участие медицинских ассоциаций в сертификации специалистов, но не конкретизирующих это положение. Поскольку за жизнь и здоровье граждан страны непосредственную ответственность несет государство, то логично и в правовом смысле верно, чтобы сертификат врача-специалиста, в конечно счете реализующего соответствующие государственные гарантии гражданам, должен заверять и регистрировать государственный орган управления, удостоверяя тем самым правомерность решения, принятого соответствующей медицинской ассоциацией. Он же должен в контакте с Российской медицинской ассоциацией обеспечить организацию сертификации и контроль за ее проведением по всем позициям, кроме вопросов чисто профессиональных. Оценку профессиональной готовности врача-специалиста должны давать коллеги-профессионалы, объединенные в профессиональные врачебные ассоциации. Представители образовательных организаций могут быть лишь наблюдателями, если они участвовали в образовательном процессе и, следовательно, заинтересованы в его благополучном завершении. Функция представителей органов управления должна ограничиваться в сертификационном процессе наблюдением за соблюдением правил. Основными критериями в Системе предусмотрены (заложены) два основных момента: подтверждение в процессе экзаменационного испытания уровня знаний и практической готовности к работе по специальности в соответствии со стандартом, установленным в Российской Федерации, и свидетельство коллег - гарантов профессиональной компетентности и практической состоятельности соискателя. Такой подход дает уверенность в том, что к практической деятельности будут допущены лишь те врачи, которые могут обеспечить необходимое качество медицинской помощи. Вместе с тем гарантируется объективное и справедливое определение профессиональной пригодности врача-специалиста. Одновременно решается государственная проблема кадровой политики в здравоохранении. Так, занятие должности становится возможным лишь при наличии соответствующего сертификата. Важно и то, что Система создает основу для гармонизации отечественного здравоохранения в международном пространстве на основе сближения уровня требований, предъявляемых врачу-специалисту. При построении любой системы необходимо исходить из единства понятийного аппарата (словаря). В последнее время в нормативных документах встречается терминологическая путаница, вводятся такие понятия, как "национальная система здравоохранения" и др. Предлагаемая Система сертификации врачей-специалистов сформирована с учетом следующей схемы организации системы здравоохранения в Российской Федерации: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1. Организации и учреждения: - центрального подчинения; - субъектов Федерации; - ведомственного подчинения; 2. Муниципальные организации и учреждения. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: 1. Частные медицинские организации с образованием юридического лица; 2. Частная медицинская практика без образования юридического лица; ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: 1. Профессиональный союз работников здравоохранения. 2. Медицинские ассоциации: - федеральные; - региональные профессиональные (хирургов, терапевтов и пр.).
Пояснительная записка по
организации системы сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации Реформирование здравоохранения в Российской Федерации настоятельно требует нового подхода к регулированию профессиональной деятельности врачей-специалистов. Прежде всего необходимо создать систему сертификации врачей- специалистов с целью обеспечения единой государственной политики в области здравоохранения и обеспечения Конституционных прав граждан на жизнь, здоровье и квалифицированную медицинскую помощь в случае болезни, а так же соблюдения прав врачей-специалистов на справедливое и квалифицированное решение проблем, связанных с их профессиональной деятельностью. Принципиально важно обеспечить единство требований к определению готовности оказывать квалифицированную медицинскую помощь в соответствии с установленными в Российской Федерации стандартами, обязательными для всех врачей-специалистов и лечебных учреждений вне зависимости от ведомственной принадлежности, организационно-правового устройства и формы собственности. С этой целью следует создать в Российской Федерации единую Государственную систему сертификации врачей-специалистов. Основным принципом работы системы должно быть разделение ответственности между государственными органами управления, образовательными учреждениями и медицинской общественностью в лице медицинских профессиональных ассоциаций. Сложившаяся ситуация требует четкого и однозначного толкования Основ законодательства российской Федерации об охране здоровья граждан (федеральный закон №5487-1 от 22 июля 1993 г.) и ряда других нормативных актов, определяющих участие медицинских ассоциаций в сертификации специалистов, но не конкретизирующих это положение. Поскольку за жизнь и здоровье граждан страны непосредственную ответственность несет государство, то логично и, в правовом смысле, верно, чтобы сертификат врача-специалиста, в конечном счете реализующего соответствующие государственные гарантии гражданам, заверялся и регистрировался государственным органом управления, удостоверяя тем самым правомерность решения, принятого соответствующей медицинской ассоциацией. Он же (государственный орган управления) должен в контакте с Российской медицинской ассоциацией обеспечить организацию сертификации и контроль за ее проведением по всем позициям, кроме вопросов чисто профессиональных. Оценку же профессиональной готовности врача-специалиста должны решать коллеги профессионалы, объединенные в профессиональные ассоциации врачей в соответствии с номенклатурой специальностей, установленной в Российской Федерации. Основными критериями при сертификации врача-специалиста должны быть: подтверждение в процессе экзамена уровня знаний и практической готовности к работе по специальности в соответствии со стандартом, установленным для врача-специалиста и свидетельство коллег специалистов - гарантов его профессиональной компетентности и практической готовности. В настоящее время у нас в стране складывается порочная система сертификации врачей-специалистов, в которой ведущую роль приобретают образовательные учреждения последипломной подготовки. Организуя т.н. сертификационные циклы обучения, в том числе и выездные краткосрочные, они выдают сертификаты специалиста без утверждения его на государственном уровне и без заверения профессиональной медицинской ассоциацией. Таким образом, слушатель цикла без большого труда становится специалистом. Порочность ситуации еще и в том, что образовательные учреждения сами выполняют работу и сами же ее оценивают. Трудно себе представить, что они дадут отрицательную оценку, которая в этой ситуации определяется числом специалистов получивших сертификат. Немаловажно и то, что сертификация при таком подходе не вполне справедлива. Кому отдаст предпочтение руководитель учреждения, ведь он платит деньги за обучение. Вопрос есть и ответ на него тоже, если смотреть на вещи реально. В результате страдает система как единый механизм - ущерб качеству запрограммирован на перспективу. Формальный, упрощенный подход к сертификации подрывает любые усилия по управлению качеством медицинской помощи. Как бы ни развивался научно-технический прогресс - качество медицинской помощи определяет врач-специалист. Без него медицинская техника, даже самая современная, остается "железом", а лекарственные средства - химическим веществом, в определенных случаях опасным для жизни. Следовательно, сертификация специалистов - краеугольный камень качества медицинской помощи и требует к себе самого ответственного подхода. Она должна проводиться независимой экспертной комиссией из числа профессионалов, не связанных никакими обязательствами, кроме одного - стремлением к объективности и ответственности перед страждущим. Представители образовательных организаций, если они участвовали в образовательном процессе и, следовательно, заинтересованы в его благополучном завершении, могут быть лишь наблюдателями. Функция представителей органов управления должна ограничиваться в сертификационном процессе наблюдением за соблюдением правил. Сертификат специалиста единого государственного образца, учитывая сказанное выше, должен заверяться руководителем управления органа здравоохранения Субъекта Федерации, президентом регионального отделения Российской медицинской ассоциации и председателем регионального отделения соответствующей профессиональной ассоциации, что явится необходимой гарантией для врача-специалиста в справедливости решения, обеспечит его права специалиста на всей территории России и защитит интересы пациентов от случайности получения столь важного документа лицом, не имеющим должной квалификации. Одновременно решается общегосударственная проблема кадровой политики в здравоохранении. Так, занятие должности становится возможным лишь при наличии соответствующего сертификата, который можно получить лишь пройдя соответствующее испытание, т.е. сдав серьезный экзамен коллегам-специалистам. Уйдет в прошлое порочное положение, когда документальное подтверждение квалификации определялось должностным положением. Кроме того, в условиях избытка врачебных кадров важно иметь объективные критерии оценки врачей - кто должен продолжать лечить больных и кому следует сменить профессию. Это тоже не должно быть следствием административного решения. Все будет решаться просто и понятно: занятие должности потребует соответствующего сертификата и не будет зависеть от социального положения врача, его личных контактов и других факторов, не имеющих прямого отношения к профессиональной пригодности. Мы демократическим путем освободимся от кадрового балласта и сохраним перспективных специалистов, не защищенных "телефонным" правом. При такой постановке дела станет возможным привести в соответствие многое, например, учет врачей-специалистов в стране путем создания единой базы данных вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности работодателя, что позволит объективно определить потребность в специалистах, планировать их подготовку, наконец, управлять качеством медицинской помощи планомерно в масштабах страны. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Центральная
комиссия по сертификации врачей-специалистов в системе здравоохранения Российской Федерации Комиссия учреждается совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Российской медицинской ассоциации. В состав комиссии входят: Представители МЗ РФ, РМА, РАМН, ФФОМС, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, Департамента здравоохранения МПС РФ, медицинских служб МО РФ, МВД РФ, профессиональных медицинских ассоциаций, включая представителя ассоциации врачей частного сектора здравоохранения. Сопредседателями комиссии назначаются представители МЗ РФ и РМА по их представлению и при согласии большинства членов комиссии. Комиссия обеспечивает : • разработку методических основ сертификации врачей- специалистов; • экспертизу стандартов оказания медицинской помощи; • разработку стандарта экзаменационного испытания; • участие представителей профессиональных ассоциаций на выпускных государственных экзаменах в высших медицинских учебных учреждениях; • экспертизу программ в системе непрерывного обучения врачей; • организацию альтернативных форм непрерывного обучения врачей; • утверждение состава центральных комиссий по сертификации врачей-специалистов; • арбитражные функции в системе сертификации врачей-специалистов; • контрольные функции в системе сертификации врачей-специалистов; • создание базы данных на врачей-специалистов в Российской Федерации; • разработку структуры цены и общую стоимость сертификации одного врача-специалиста; • представление отчета МЗ РФ и РМА о работе системы сертификации врачей-специалистов и внесение предложений по совершенствованию работы, а также по подготовке специалистов на различных образовательных уровнях; • информацию
медицинской общественности о постановке работы • организацию ежегодного расширенного заседания комиссии (пленума); • разработку предложений по совершенствованию системы сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации. Центральные сертификационные комиссии по отдельным врачебным специальностям Комиссии учреждаются в соответствии с номенклатурой специальностей, установленной МЗ РФ совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Российской медицинской ассоциацией по представлению Центральной комиссии по сертификации врачей-специалистов в системе здравоохранения Российской федерации. Сопредседателями комиссий назначаются главный специалист МЗ РФ и президент профессиональной медицинской ассоциации соответствующего профиля. В состав комиссии входят ведущие специалисты по основной и субспециальностям, представители научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, главные специалисты соответствующего профиля Департамента здравоохранения МПС, МО РФ и МВД РФ. Комиссии обеспечивают: • разработку
методических основ сертификации врачей-специалистов • согласование
стандартов оказания медицинской помощи по • согласование
тест-контроля, процедуры экзаменационного испытания и • обеспечение
участия представителей ассоциации на выпускных • экспертизу программ в системе непрерывного обучения врачей; • организацию альтернативных форм обучения по соответствующей специальности; • аккредитацию региональных комиссий по сертификации врачей-специалистов и утверждение их состава и председателя; • арбитраж в пределах своей специальности; • контроль за работой региональных сертификационных комиссий по • cоздание базы данных на врачей- специалистов по специальности; • представление отчета о работе комиссии в Центральную комиссию по сертификации врачей-специалистов; • внесение предложений по совершенствованию системы сертификации врачей-специалистов, а также по подготовке врачей на различных образовательных уровнях; • вынесение на обсуждение вопроса о подготовке специалистов и их сертификации в качестве обязательного на Всероссийских съездах ассоциаций, а в период между съездами - на Республиканских конференциях. Региональные комиссии по сертификации врачей-специалистов Региональные комиссии по сертификации врачей-специалистов создаются во всех субъектах Российской Федерации распоряжением Главы Администрации по представлению руководителя органа управления здравоохранением и регионального отделения Российской медицинской ассоциации, согласованного с территориальным органом профсоюза работников здравоохранения и территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Сопредседателями комиссии назначаются представители органа территориального управления здравоохранения и регионального отделения Российской медицинской ассоциации. В состав комиссии входят представители профсоюза
работников здравоохранения, территориального фонда обязательного медицинского
страхования, регионального совета профессиональных медицинских ассоциаций и
обществ, включая представителя объединения врачей частного сектора
здравоохранения, совета главных врачей ( руководителей учреждений
здравоохранения ), медицинских ВУЗов ( если они имеются в регионе ). Комиссии обеспечивают: • организацию сертификации врачей- специалистов в регионе; • согласование дополнений и изменений в федеральные стандарты медицинской помощи с учетом особенностей региона; • оказание методической помощи сертификационным комиссиям по отдельным специальностям и контроль за соблюдением порядка сертификации; • организация альтернативных форм обучения врачей в регионе; • арбитраж; • оформление сертификатов по представлению комиссий по отдельным специальностям и представление их на утверждение; • формирование базы данных на врачей-специалистов, прошедших сертификацию; • учет врачей, работающих в регионе, и организация их подготовки к сертификации; • разработка предложений по совершенствованию системы сертификации врачей-специалистов как в регионе, так и в Российской Федерации; • представление текущей информации о состоянии дел по сертификации в регионе в Центральную комиссию по сертификации врачей-специалистов; • представление информации на врачей-специалистов, прошедших сертификацию, для внесения в Федеральную базу данных; • представление ежегодного отчета в управление здравоохранением региона, региональному отделению Российской медицинской ассоциации (учредителям ); • организация ежегодного совещания по итогам работы за год с правом участия в нем любого врача, работающего на территории (РФ) и обеспечение медицинской общественности информацией об организации сертификации врачей-специалистов в регионе. Региональные сертификационные комиссии по отдельным врачебным специальностям Комиссии утверждаются в соответствии с номенклатурой специальностей, установленной МЗ РФ, совместным приказом руководителя территориального органа управления здравоохранением и регионального отделения Российской медицинской ассоциации, по представлению (при условии согласования) Центральной сертификационной комиссии по отдельным врачебным специальностям. Сопредседателями комиссий назначаются главный специалист по соответствующей специальности территориального органа здравоохранения и председатель регионального отделения профильной медицинской ассоциации. В состав комиссии входят ведущие специалисты по основной и субспециальностям, представители научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, ведущие специалисты соответствующего профиля территориальных медицинских служб МПС РФ, МО РФ, и МВД РФ. Комиссии обеспечивают : • аккредитацию комиссии (лицензирование на право проведения сертификации врачей-специалистов соответствующего профиля); • согласование стандартов оказания медицинской помощи в подведомственной территории по соответствующей специальности; • организацию и проведение сертификационного испытания врачей-специалистов в соответствии с едиными требованиями, установленными в Российской Федерации; • представление на получение сертификата врачей, успешно прошедших сертификационное испытание (представление адресуется региональной комиссии по сертификации врачей-специалистов, а председатель или один из сопредседателей заверяет сертификаты вместе с руководителем территориального органа управления здравоохранением и президентом регионального отделения Российской медицинской ассоциации); • организацию непрерывной последипломной подготовки врачей по соответствующей специальности; • cоздание базы данных на врачей-специалистов региона по специальности; • представление отчета в региональную сертификационную комиссию и Центральную комиссию по сертификации врачей-специалистов по отдельным врачебным специальностям по принадлежности. Проект ПРИКАЗ Об образовании комиссии по разработке системы сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации С целью реализации единой государственной политики в области здравоохранения, обеспечения Конституционных прав граждан на жизнь, здоровье и квалифицированную медицинскую помощь в случае болезни, а также соблюдения прав врачей на справедливое и квалифицированное решение проблем, связанных с их профессиональной деятельностью ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Образовать комиссию по разработке единой системы сертификации врачей-специалистов в РФ. 2. Сопредседателями комиссии назначить: - представителя от Министерства здравоохранения РФ - представителя от Российской медицинской ассоциации 3. В состав комиссии включить по одному представителю от МЗ РФ, РМА (кроме сопредседателей), РАМН, Департамента здравоохранения МПС РФ, медслужб МО РФ, МВД РФ, ЦК профсоюза работников здравоохранения , ФФОМС. 4. Комиссии: 4.1. Представить на рассмотрение МЗ РФ и РМА предложения по организации в РФ единой государственной системы сертификации врачей-специалистов и проекты следующих документов: 4.1.1. Проект положения о Центральной комиссии по сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации. 4.1.2. Проект типового положения о Центральной сертификационной комиссии по отдельным врачебным специальностям. 4.1.3. Проект совместного приказа МЗ РФ и РМА " Об организации центральной комиссии по сертификации по специальности колопроктология " ( как образец ). 4.1.4. Проект типового положения о региональной комиссии по сертификации врачей-специалистов. 4.1.5. Проект типового положения о региональной сертификационной комиссии по отдельным врачебным специальностям. 4.1.6. Проект образца общероссийского сертификата врача-специалиста. 4.1.7. Предложения по персональному составу Центральной комиссии по сертификации врачей- специалистов в Российской Федерации. 4.1.8. Проект Постановления Правительства " Об организации сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации ". 4.1.9. Проект приказа МЗ РФ и РМА " О введении в системе здравоохранения РФ сертификации врачей-специалистов ". 5. Российской медицинской академии последипломного образования (Мошетова Л.К.) обеспечить необходимую методическую и техническую помощь комиссии. 6. Министерству здравоохранения РФ определить финансовые потребности комиссии и внести предложения по обеспечению ее деятельности. 7. Контроль за выполнением приказа оставляем за собой. 17 июня 1998 года. Министр здравоохранения Российской Федерации О.В. Рутковский Президент Российской медицинской ассоциации А.Г. Саркисян
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ по разработке системы сертификации в Российской Федерации Проведение 27-29 ноября 1997 года в Санкт-Петербурге международной конференции "Стандартизация в здравоохранении, сертификация специалистов и лицензирование видов их деятельности" способствовала углубленной проработке и всестороннему анализу рассматриваемой проблемы. Практическим результатом конференции стало решение о проведении пилотного проекта по разработке системы сертификации и выработке стандартов на примере конкретной медицинской специальности. Ожидаемый результат данного проекта заключается в выработке эффективного инструмента повышения качества медицинской помощи и оценки квалификации врачей, который в дальнейшем мог бы служить моделью для других специальностей. ПРОГРАММА Пилотного проекта по разработке системы сертификации 1. Выбор области медицины для осуществления пилотного проекта. 2. Подготовка стандартов для отдельных разделов медицинской специальности. 3. Определение механизмов выработки и утверждения стандартов и их описание. 4. Обсуждение стандартов с Министерством здравоохранения РФ. 5. Определение механизма процесса сертификации и сертификационного экзамена и их описание. 6. Подготовка вопросов к сертификационному экзамену. 7. Получение отзывов ведущих специалистов из различных медицинских ВУЗов и университетов о выработанных стандартах. 8. Разработка процедуры сертификационного экзамена и последующей сертификации. 9. Обсуждение предложенного механизма выработки стандартов и процесса сертификации с представителями других врачебных специальностей и медицинской общественностью. 10. Достижение консенсуса с представителями различных специальностей и выработка плана дальнейших действий. 11. Для отработки процедуры экзамена и экзаменационных вопросов подготовить и провести пробный экзамен для группы студентов отделения последипломного образования. 12. На основании результатов пробного экзамена подготовить материалы для дискуссии и рекомендации. К участию в реализации пилотного проекта Российская медицинская ассоциация привлекла свои региональные отделения, ассоциации по специальностям, преподавателей, научных работников, а также Министерство здравоохранения Российской Федерации. Объектом для реализации пилотного проекта выбрана медицинская специальность - колопроктология. Подготовка и описание стандартов и процедур, предусмотренных программой пилотного проекта поручена Ассоциации колопроктологов России, которая является коллективным членом Российской медицинской ассоциации и имеет оформленную региональную структуру. В целях осуществления пилотного проекта Ассоциацией колопроктологов России проведена научная разработка по стандартизации лечебно-диагностического процесса при наиболее часто встречающихся колопроктологических заболеваниях и по сертификации колопроктологов России. В основу взят перечень заболеваний по международной классификации болезней 10-го пересмотра, который дополнен 3-мя градациями (без осложнений, с конкретным осложнением и с сочетанными заболеваниями верхних отделов пищеварительного тракта, прямой и ободочной кишок). Стандарт заканчивается 2-мя показателями: результаты лечения и длительность и периодичность диспансерного наблюдения. В результате чего для каждого из наиболее часто встречающихся заболеваний разработаны от 3 до 7 стандартов с учетом перечисленных выше градаций. При разработке вопросов сертификации основное внимание было уделено тестовым заданиям. Задания разрабатывались по всем 4-м направлениям колопроктологии и 10-ти ее основным разделам. Тестовые задания разрабатывались в двух вариантах: для проведения экзамена "рутинным" способом, т.е. с помощью варианта на бумажном носителе и с помощью персонального компьютера. Каждый вариант тестового задания включает по 10 вопросов их всех 10 разделов колопроктологии. В соответствии с поставленными задачами были разработаны необходимые материалы и документация для проведения пробного сертификационного экзамена, внесены определенные коррективы в программу цикла повышения квалификации, проведены необходимые организационные мероприятия и проведен пробный сертификационный экзамен колопроктологов на кафедре колопроктологии Российской медицинской академии постдипломного образования (обучение на сертификационном цикле проходило 23 колопроктолога). Обсуждение разработанных стандартов состоялось на специально созванном Ассоциацией колопроктологов России межрегиональном совещании в Уфе 28-29 мая 1998 года. После заключений экспертов и главных специалистов субъектов Федерации представленный вариант получил одобрение и был рекомендован для практического использования колопроктологической службой России.
О СЕРТИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере специальности "Колонроктологии") 1. Основные задачи и функции Ассоциации колопроктологов России Ассоциация колопроктолотов России была создана с целью улучшения здоровья населения, повышения качества перспективности лечебно-диагностического процесса па основе стандартизации его отдельных элементов и сертификации специалистов-колопроктологов. Для реализации этих задач Ассоциация: - определяет уровень квалификации колопроктолога и возможность его допуска к сдаче экзамена на получение или продление сертификата; - проводит экзамены для определения готовности врача к практической работе в колопроктологических отделениях и кабинетах; выдает сертификаты установленного образца колопроктологам, отвечающим требованиям Ассоциации; - дает рекомендации специалистам дня дальнейшего продолжения постдипломпого образования, совершенствования профессиональных знаний, умении и навыков; - организует сертификационные курсы для врачей, не имеющих сертификата специалиста или изъявивших желание пройти специальную подготовку для повторной сертификации. 2. Определение колопроктолога, имеющего сертификат врача-специалиста Сертификат колопроктолога выдается врачу, окончившему медицинский университет или медицинскую академию по специальности "лечебное дело", прошедшему годичную интернатуру по специальности "хирургия" и первичную специализацию по колопроктологии и проработавшему по этой специальности в течение трех лег. Врачам, зачисленным по окончании интернатуры по хирургии в клиническую ординатуру (2-х годичное обучение) и аспирантуру (3-х годичное обучение) по колопроктологии, время их обучения засчитывается в трудовой стаж. Первичная специализация, клиническая ординатура и аспирантура осуществляются по программам, утвержденным Министерством здравоохранения РФ. В разработке этих программ принимают участие сотрудники кафедры и курсов колопроктологии академии постдипломного обучения (профессора и доценты), ведущие специалисты-колопроктологи - члены Ассоциации колопроктологов России, представители центральных и территориальных органов здравоохранения. Помимо профессиональной подготовки по общей хирургии, колопроктологи должны иметь необходимые теоретические знания, владеть специальными методами диагностики, хирургическими операциями и манипуляциями, необходимыми для терапевтического и хирургического лечения болезней ободочной и прямой кишок, анального канала, параректалыюй клетчатки и крестцово-копчиковой области. Он также должен иметь соответствующие знания и практическую подготовку по гастроэнтерологии, урологии, гинекологии и других пограничных состояний, знать и применять на практике основы анестезиологии, реаниматологии, лучевой и химиотерапии, функциональной диагностики, ультразвукового исследования. Хирург-колопроктолог имеет подготовку, необходимую для решения вопросов по хирургической практике, объему и характеру оперативных вмешательств при раке и полипах прямой н ободочных кишок, дивертикулярной болезни, врожденных аномалиях развития, ангиодисплазии, неспецифическом язвенном колите и болезни Крона, дермоидных и тератоидных образований промежности и таза ректовагинальных и коловагинальных свищах, геморрое, анальной трещине, состояниях, требующих хирургической реабилитации после ранее проведенных операций на толстой кишке. А также при других наиболее часто встречающихся колопроктологических заболеваниях. Сертифицированные хирурги-колопроктологи должны отвечать всем самым современным требованиям по оказанию специализированной медицинской помощи при болезнях толстой и анакопчиковой области. 3. Организация сертификационных циклов и квалификационные требования к кандидатам. Для зачисления на сертификационный цикл представляются следующие документы: - представление на специалиста, подписанное руководителем учреждения. В нем указываются деловые и профессиональные качества, объем и результаты выполняемой работы (количество и характер выполненных операций, удельный вес послеоперационных осложнений и их характеристика, количество пролеченных больных), соответствие оказанной помощи стандартам диагностики и лечения; - копии документов об окончании медицинского ВУЗа и интернатуры, первичной специализации; - заявление о сдаче сертификационного экзамена; - сертификационный лист, с указанием сведений об образовании, месте работы, должности, стаже работы, формах повышения квалификации; - копии ранее выданных сертификатов для повторной сертификации. Кандидат лично представляется руководи гелю сертификационной цикла и после собеседования и ознакомления с характером сертификационного экзамена и требованиями сертификационной комиссии зачисляется па курс. В необходимых случаях кандидат представляет копии дипломов кандидата (доктора) медицинских наук и ученого звания (старший научный сотрудник, доцент, профессор), список публикаций. 4. Организация учебного процесса на сертификационном цикле. Учебный процесс на сертификационном цикле состоит из теоретических (лекций, семинаров и др.) и практических занятий. Практические занятия предусматривают отработку отдельных манипуляций, операций (или их отдельных элементов) и самостоятельную работу в клинико-диагностических отделениях, библиотеках, компьютерных классах и т.д. В основу организации учебного процесса положен модульный принцип. Учебный модуль представляет законченный раздел программы и содержит: - цели изучения (что и как должен знать и уметь) в соответствии с предъявленными требованиями; - вопросы, подлежащие усвоению и освоению по данному разделу; - рекомендации по наиболее рациональному усвоению и освоению; - контрольные занятия, отражающие степень усвоения и освоения в соответствии с целями данного раздела. Курс теоретических занятий базируется на изучении тестовых заданий. В проведении практических занятий основное место занимают клинические разборы с обоснованием методов диагностики, дифференциальной диагностики, обследования и лечения. При этом используются тестовые задачи, содержащие наиболее типичные примеры тех или иных ситуаций, с которыми колопроктолог встречается в своей профессиональной деятельности. Отработка оперативной деятельности и оперативных приемов осуществляется в соответствии с перечнем вмешательств, необходимых для получения сертификата колопроктолога. В качестве учебных материалов могут быть использованы диагностические и тактические алгоритмы, а также многоэтапные типовые задачи. 5. Организация сертификационного экзамена. В состав экзаменационной комиссии входят: - председатель - проректор (декан факультета) академии постдипломного образования; - заместитель председателя - заведующий кафедрой колопроктологпп; - профессора и наиболее опытные преподаватели; - представитель Ассоциации колопроктологов России; - представитель федерального (территориального) органа здравоохранения. При проведении сертификационного экзамена в голосовании должны участвовать не менее 2/3 состава комиссии. Сертификационный экзамен включает в себя зачеты по практическим навыкам и умениям, тестовый контроль знаний и заключительное собеседование. Основной задачей сертификационного экзамена является определение объема н качества знаний, уровня профессионального мышления с помощью тестового контроля, соответствие уровню теоретической и практической подготовки требованиям сертификации колопроктолога. Тестовые задания по колопроктологии состоят из 10 разделов и включают более 2500 заданий, отражающих содержание унифицированной программы прохождения сертификационного цикла. Тестовые задания подлежат коррекции каждые 5 лет с учетом достижений медицинской науки и практики. Экзаменуемый получает из тестовой программы 100 тестов по всем 10 разделам, отобранным методом случайной выборки. На тестовый экзамен отводится 2 часа. Тестовый экзамен считается сданным, если экзаменующийся правильно ответил не менее, чем на 70% представленных тестов. Тестовый экзамен оценивается по 3-х бальной системе: "удовлетворительно" (от 70% до 79% правильных ответов); "хорошо" (от 80% до 89% правильных ответов); "отлично" (90% и выше правильных ответов). Тестовый экзамен может быть проведен без использования технических средств или в компьютерном классе. В первом случае экзаменуемый получает текст варианта программы и трафарет для фиксации ответов. Во втором случае наличие специального математического обеспечения позволяет высветить на дисплее общее количество правильных ответов, оценку за разделы и отдельные тесты, где допущены ошибки. Результаты тестового экзамена оформляются протоколом, в который вносят количество представленных тестов и процент правильных ответов. Кандидат, не сдавший тестовый контроль, не допускается к собеседованию (устному экзамену). Повторный экзамен может быть проведен через 3 месяца. При неудовлетворительной оценке по тестовому контролю кандидат должен на следующий год повторно пройти сертификационный курс и сдавать экзамены на общих основаниях. 6. Сертификация. Кандидат, отвечающий всем требованиям Ассоциации колопроктологов России и сдавший экзамены, получает сертификат установленного образца. Сертификат подтверждает квалификацию владельца по специальности "колопроктология" и имеет две градации: колопроктолог больничной секции и колопроктолог поликлинической секции. Сертификат удостоверяет, что квалификация его владельца признана коллегами по специальности. Сертификат предусматривает правовую и профессиональную поддержку, оказание помощи при овладении новыми методами диагностики и лечения, активное участие во всех направленных, проводимых Ассоциацией колопроктологов России для всех членов и по секциям, первоочередное овладение новыми методами лечения в ведущих российских и зарубежных колопроктологических клиниках. Сертификат не предусматривает каких-либо привилегий и преимуществ, не является лицензией и не дает право на выбор места работы и занимаемую должность. 7. Срок действии сертификата. Сертификат Ассоциации колопроктологов России действителен в течение 5 лег. По истечении указанного срока колопроктолог должен пройти сертификационный курс, подать документы в комиссию по сертификации и после сдачи экзаменов пролонгировать действие сертификата на следующие 5 лет. Для повторной сертификации предусмотрена очно-заочная форма повышения квалификации и упрощенная процедура зачисления на сертификационный курс. Результат В целях получения возможности использования отработанной
системы в практике национального здравоохранения и с учетом требований российского законодательства, 19
октября 1998 года подписано "Соглашение
о сотрудничестве но регулированию профессиональной деятельности врачей в Российской Федерации" между Российской медицинской ассоциацией и
Министерством здравоохранения РФ. Неотъемлемым приложением к Соглашению является Протокол "Об образовании комиссии но разработке национальной системы государственно-общественного регулирования профессиональной деятельности врачей-специалистов в РФ". Сопредседателями Комиссии являются первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации и президент Российской медицинской ассоциации. СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве по регулированию профессиональной деятельности врачей в Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации, именуемое в дальнейшем Министерство, в лице Министра Стародубова В. И., действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Министерстве здравоохранения, с одной стороны и Российская медицинская ассоциация, именуемая в дальнейшем Ассоциация, в лице Президента Саркисяна А.Г., действующего на основании законодательства Российской Федерации и Устава Ассоциации, с другой стороны, именуемые в дальнейшем также Стороны, разделяя озабоченность и тревогу врачей за состояние здоровья населения, проживающего на территории России, руководствуясь стремлением развивать и приумножать традиции отечественной медицины и здравоохранения, осознавая необходимость повышения качества оказания медицинской помощи, и прежде всего бесплатной, населению, стремясь к более эффективному и рациональному использованию кадровых, материальных и финансовых ресурсов здравоохранения, принимая во внимание необходимость развития принципов, принятых в мировом сообществе, по регулированию профессиональной деятельности врачей, признавая необходимость создания единых общегосударственных принципов организации стандартизированных процедур сертификации и лицензирования, обеспечивая защиту профессиональных интересов медицинских работников, страхование их жизни и здоровья, профессиональной ответственности от воздействия факторов, связанных с выполнением своего врачебного долга, Стороны заключили Соглашение о нижеследующем. 1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ. 1.1. Предметом настоящего Соглашения является деятельность Сторон по регулированию профессиональной деятельности врачей. 1.2. Министерство признает роль Ассоциации как общественной организации, представляющей профессиональные интересы врачей и ее право на участие: 1.2.1. В разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм. 1.2.2. В разработке совместно с Министерством стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ в области здравоохранения, критериев подготовки и повышения квалификации врачей с целью присвоения квалификационных категорий. 1.2.3. В разработке программы страхования профессиональной ответственности врачей. 1.2.4. В лицензировании медицинской деятельности. 1.2.5. В соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования. 1.2.6. В проведении проверочных сертификационных испытаний медицинских работников по теории и практике избранной специальности. 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН. 2.1. Ассоциация обязуется: 2.1.1. Осуществлять сотрудничество с Министерством в соответствии с настоящим Соглашением. 2.1.2. Принимать участие в разработке и реализации государственных программ регулирования профессиональной деятельности врачей и в том числе: • разработке и уточнении номенклатуры врачебных специальностей Российской Федерации, • сертификации врачей в соответствии с номенклатурой врачебных специальностей, • определении порядка и условий проведения сертификации профессиональной деятельности врачей, • лицензировании профессиональной деятельности врачей, • разработке, согласовании с Минздравом и реализации программы страхования профессиональной ответственности врачей. 2.1.3. Обеспечивать участие представителей Ассоциации в рассмотрении, обсуждении и реализации вопросов, отнесенных к предмету Соглашения и в пределах установленных законом полномочий Ассоциации. 2.2. Министерство обязуется: 2.2.1. Обеспечивать право Ассоциации на участие в подготовке и реализации государственных программ в области регулирования профессиональной деятельности врачей, включая ее представителей в рабочие группы, либо создавая совместные с Ассоциацией рабочие группы и комиссии. 2.2.2. Информировать Ассоциацию об имеющихся проектах законодательных актов и иных документах, носящих распорядительный характер по вопросам здравоохранения Российской Федерации. 2.2.3. Минздрав России предоставляет право Национальному этическому комитету Российской медицинской ассоциации участвовать в экспертизе этических вопросов профессиональной деятельности врачей и проводить экспертизу этических вопросов клинических испытаний. 2.3. Стороны обязуются: 2.3.1. Предоставлять друг другу необходимую и имеющуюся в распоряжении Сторон документацию по всем вопросам, отнесенным к предметам настоящего Соглашения. 2.3.2. Проводить совместные съезды, конференции, семинары с целью привлечения внимания широкой медицинской общественности к решению вопросов развития здравоохранения Российской Федерации. 2.3.3. Составить план совместных мероприятий по реализации настоящего Соглашения. 2.3.4. Реализация настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с протоколом «Об образовании Комиссии по разработке национальной системы государственно-общественного регулирования профессиональной деятельности врачей-специалистов в Российской Федерации». 3. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ СОГЛАШЕНИЯ. 3.1. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Спорные вопросы решаются путем переговоров. 3.2. Каждая из сторон имеет право прекратить действие настоящего Соглашения письменно уведомив об этом другую Сторону не менее, чем за один месяц до истечения срока действия Соглашения. 4.СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ. 4.1. Настоящее Соглашение заключается сроком на 3 года и вступает в силу со дня его подписания. По истечении 3 лет действия Соглашение продлевается, если ни одна из Сторон не заявит о желании прекратить его действие. Совершено в г. Москве в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. 19 октября 1998 г. Настоящее Соглашение подписали: от Министерства здравоохранения Российской
Федерации Министр В.И. Cтародубов от Российской медицинской ассоциации Президент А.Г. Саркисян
ПРОТОКОЛ национальной системы государственно-общественного регулирования профессиональной деятельности врачей-специалистов в Российской Федерации В целях осуществления единой государственной политики в здравоохранении Российской Федерации, обеспечения конституционных прав граждан на жизнь, здоровье и квалифицированную медицинскую помощь в случае болезни, а также зашиты прав врачей-специалистов на профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием и достигнутой квалификацией, и во исполнение решений II (XVIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей: 1. Образовать комиссию по разработке национальной системы государственно-общественного регулирования профессиональной деятельности врачей-специалистов в Российской Федерации. 2. Сопредседателями комиссии назначить: От Министерства здравоохранения Российской Федерации - первого заместителя Министра Г.Г.Онищенко. От Российской медицинской ассоциации – президента Ассоциации А.Г.Саркисяна. 3. В состав комиссии включить по согласованию представителей от Минздрава России, Российской медицинской ассоциации (кроме сопредседателей), просить ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Российскую академию медицинских наук, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Департамент здравоохранения Министерства путей сообщения Российской Федерации, медицинские службы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи Российской Федерации, руководителей межрегиональных медицинских ассоциаций ("Координационный совет межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья", ассоциация "Здравоохранение Сибири", ассоциация "Здравоохранение Урала", ассоциация "Здравоохранение Северо-Запада", ассоциация "Здравоохранение областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации", ассоциация "Здравоохранение Северного Кавказа") направить для участия в работе комиссии по одному представителю. 4. Комиссии: 4.1. В срок до 1 декабря 1998 года представить на рассмотрение Минздрава России и Правления Российской медицинской ассоциации предложения по созданию национальной системы государственно-общественного регулирования профессиональной деятельности врачей-специалистов и проект следующих документов: - проект положения о Национальной комиссии по пересмотру и дополнению Номенклатуры врачебных специальностей в Российской Федерации; - предложения по персональному составу Национальной комиссии по пересмотру и дополнению Номенклатуры врачебных специальностей в Российской Федерации; - проект положения о Центральной комиссии по сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации; - проект типового положения о региональной сертификационной комиссии; - проект образца единого общероссийского сертификата врача-специалиста; - предложения по персональному составу Центральной комиссии по сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации; - проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об организации сертификации врачей-специалистов в Российской Федерации"; - проект Постановления Правительства Российской Федерации " О реорганизации и упорядочении системы лицензирования видов медицинской деятельности ". - предложения по персональному составу рабочей группы по разработке и внедрению системы страхования профессиональной ответственности врачей. 5. Министерство здравоохранения Российской Федерации обеспечивает необходимую методологическую и техническую помощь комиссии. 6. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Российской медицинской ассоциации внести предложения по обеспечению деятельности комиссии. Совершено в г. Москве в двух экземплярах 19 октября 1998 г. Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г.Г. Президент Российской медицинской ассоциации Саркисян А.Г.
|
|||
Copyright © 1999-2019 РМА. 125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12 E-mail: rmass@yandex.ru Разработка и поддержка "Петербургский сайт" |