Комаров Ю.М. "О Программе «Здоровая нация» Общероссийского народного фронта"
О
Программе «Здоровая нация»
Общероссийского народного фронта
Комаров
Ю.М., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Бюро Исполкома Пироговского
движения врачей России, вице-президент РМА.
Когда на
очередном Пироговском съезде врачей 27-28 октября 2011 г. раздавалась программа
ОНФ «Здоровая нация», я как-то не обратил на нее особого внимания, поскольку в
преддверии выборов многие партии выдвигают популистские программы, о которых
просто забывают сразу же после выборов. Но когда Вы попросили прокомментировать
ее, пришлось в нее вчитаться.
Начнем с
того, что этот документ никакого отношения к программе не имеет. Программа в
прикладном аспекте представляет собой набор планов реализации принятой
концепции или намеченной стратегии по каждому направлению деятельности.
Программа
(от греческого слова предзапись) представляет собой предписание, т.е.
предварительное описание предстоящих действий или событий. Как правило, при
разработке программы используют программно-целевой подход, что означает четкую
нацеленность программы на достижение конкретно намеченных целей, желательно,
представленных в количественно изменяемом выражении. Дело в том, что любую
системную проработку, устремленную в будущее, начинать следует с конца - с желаемого уровня здоровья граждан и той модели здравоохранения (системы охраны
здоровья), с помощью которой его можно будет достичь к определенному времени.
После этого выстраивается дерево целей, критериев, определяются направления,
этапы, ответственные лица и организации, необходимые ресурсы всех видов и т.д.
Именно поэтому данный документ, не содержащий целевой установки, программой
назвать нельзя. Что же тогда он собой представляет?
В документе
выделено три раздела: образ жизни, медицина как отрасль и лекарственное обеспечение.
Как
известно, образ жизни всегда индивидуален, хотя иногда может носить семейный
характер, и относится к поведенческим особенностям. Неправомерно говорить об
образе жизни страны, нации, населения территориальных образований и т.д. Отсюда
следует вполне прозрачное желание снять с государства ответственность за охрану
здоровья (экология, бедность, условия жизни и труда, массовые оздоровления,
особенно детей, и отдых, качество воды и питания, массовая профилактика
болезней и т.д.) и переложить ее на плечи самих граждан и семью. Мол, сами
виноваты, что ведете нездоровый образ жизни, а мы будем среди вас осуществлять пропаганду, как нужно себя
вести, чтобы ваш образ жизни стал здоровым.
Между тем, в
развитых странах осознали роль и место здравоохранения, рейтинг которого
поднялся на самый высокий уровень при непосредственной курации со стороны
первых лиц государства. Международный и отечественный опыт показывает, что
запретительными мерами бороться с вредными привычками бессмысленно и
преимущественные действия должны быть направлены на заместительные мероприятия
и формирование моды на здоровье.
Что касается
медицинской помощи, которая является преимущественно индивидуальной, то ее роль
в улучшении здоровья населения минимальна: на возникновение заболеваний - в 10%
случаев, на излечения заболеваний - в 45%, на общую смертность - в 15%, на хронизацию патологии (пропущенные,
запущенные, недообследованные и недолеченные случаи) - в 50%, на
преждевременную и потенциально предотвратимую смертность - в 40% , на
инвалидность - в 15%, на СПЖ - в 5%, на среднюю продолжительность активной и
здоровой жизни - в 25%, на младенческую смертность - в 35%, на материнскую
смертность - в 75% случаев. Все остальное целиком и полностью зависит от
здравоохранительной политики в стране, от степени развития системы охраны
здоровья, от ее приближенности к населению и результативности.
Иначе
говоря, нездоровье главным образом формируется вне пределов медицины, но,
несмотря на понимание этого, данный факт не учитывается и всё перекладывается
на медицинскую отрасль. Не случайно охрана здоровья (или здравоохранение)
представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового,
социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и
противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья нации и каждого человека, поддержание его
активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае
утраты здоровья. Это отражает комплексность, межведомственность
(межсекторальность) и государственность системы здравоохранения.
Что касается
лекарственного обеспечения, то оно перекликается с уже принятыми законами и
законопроектом «Об основах охраны здоровья». Новое здесь только относится к
ограничению рекламы лекарственных препаратов, но не всех, а только не прошедших
государственную регистрацию. Правда, непонятно, что такое «ограничить» и как это измерить. Умиляет
последнее положение о расширении (?) клинических исследований лекарственных
средств, обратив особое (что это?) внимание на лекарства для детей. Примерно в
таком же стиле написан весь документ. Это вместо того, чтобы четко заявить, что
лекарства, попавшие в список ЖВЛС, по рецепту врача для нуждающихся больных
должны отпускаться для них бесплатно, или о бесплатном лекарственном
обеспечении детей. В тоже время, совершенно непонятны перспективы
лекарственного обеспечения, будет ли реализовываться и как программа
«Фарма-2020», особенно в связи со вступлением России в ВТО.
Вроде в
документе говорится о многом, и в тоже время ни о чем.
Документ скорее
отдаленно представляет собой попытку создания некоего концептуального подхода в
виде пожеланий, не известно кому. Например, нужно отремонтировать и оборудовать
спортивные залы, нужно создавать материально-техническую базу здравоохранения и
т.д. Кто бы с этим спорил?
В целом -
набор популистских лозунгов, никакой конкретики.
Возникает
также вопрос об ОНФ. Обычно народный
фронт создается против кого-то (а не за) и, как правило, против власти
вследствие известных и постоянных, с разной силой и интенсивностью возникающих
противоречий между народом и властью.
Поэтому, что
такое ОНФ, равно как и его программа «Здоровая нация» совершенно непонятны,
кроме как доминирующей партии, постепенно теряющей доверие и обещающей «златые
горы», но после выборов.
|