|
|||
Новейшая история Пироговского движения врачей России
При использовании материалов с нашего сайта ссылка обязательна! С начала 1990-х годов в Российской Федерации продолжается и углубляется кризис социальной сферы, общественного здоровья и здравоохранения. Повседневные наблюдения практических врачей и ученых, социальные и медико-санитарные статистические данные, эпидемиологические и другие исследования и публикации свидетельствуют о крайне неблагополучном и продолжающем ухудшаться состоянии здоровья населения России. Практически повсеместно происходит беспрецедентное в мирное время уменьшение численности народонаселения (депопуляция). На каждую 1000 жителей в год рождается 9, а умирает 15 человек, в ряде регионов эта разница еще выше. На каждые 100 родов приходится 209-215 абортов. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,3-1,4 и недостаточен даже для простого воспроизводства численности населения. Средняя продолжительность жизни, впервые превысившая 70 лет в России в 1986-1987 гг., сократилась до 66 лет в 1993 г. и 64,3 года (57,3 года у мужчин и 71,1 года у женщин) в 1994 г. со значительными колебаниями между городом и селом, между разными регионами. Одновременно со снижением рождаемости возросла смертность населения. В трудоспособных возрастах она связана прежде всего с несчастными случаями и травмами, насилием, убийствами и самоубийствами, алкоголизмом и наркоманиями, профессиональными и другими вредностями. Ускоренно "выгорают" лица старших возрастов - ветераны войны и труда, пенсионеры и инвалиды, разрывается физическая и духовная связь поколений. По демографическим прогнозам численность населения России будет сокращаться минимум до середины будущего столетия, доля русских в национально-этническом составе населения уменьшится. Процессы депопуляции осложняются ухудшением здоровья практически всех возрастно-половых и социальных групп и слоев населения. Более 70 процентов беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья, роды протекают нормально лишь у 40 процентов рожениц. Более половины новорожденных имеют отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания выявляются у 15-20 процентов дошкольников и более чем у 50 процентов детей школьного возраста. Все чаще отмечаются задержки в физическом и психическом развитии детей (децелерация). Растет число молодых людей, не пригодных по состоянию здоровья к военной службе и к эффективной творческой трудовой деятельности. Растет заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности. Повысилась распространенность сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и обменных заболеваний, иммунодефицитных состояний. Растут туберкулез, дифтерия, корь, гепатиты, холера, дизентерия, другие вирусные, бактериальные и паразитарные инфекции, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни, вплоть до детского сифилиса, позорные в мирное время чесотка и педикулез. В разных регионах отмечается оживление природных очагов чумы и других опасных эпидемических болезней. Санитарно-эпидемиологическое положение страны угрожающее. Многие территории загрязнены солями тяжелых металлов, пестицидами и ядохимикатами, другими токсическими промышленными и бытовыми отходами, превратились в зоны длительного экологического бедствия. Половина жителей России употребляет воду, не соответствующую гигиеническим требованиям, в 84 крупных городах загрязнение воздуха более чем в 10 раз превышает предельно допустимые концентрации. На загрязненных территориях уровни заболеваемости населения, особенно детей, болезнями органов дыхания выше средних по стране в полтора раза, болезнями крови и кроветворной системы - в 3,5 раза, мочевыделительной системы - в 2,8; раза, глаз - в 1,8 раза, болезнями кожи и подкожной клетчатки - в 1,5-3 раза, аллергическими болезнями и бронхиальной астмой - в 3-9 раз. Ухудшились условия жизни и труда, уровень и качество питания подавляющего большинства населения. Потребление рыбы составляет только треть от уровня 1987 г., мяса, птицы, сыра, сахара - половину, колбасных изделий, животного масла, маргарина и маргариновой продукции - две трети. Потребление мяса и мясопродуктов теперь в России наполовину меньше, чем в США, Франции и Германии, фруктов и ягод - на две трети. Дефицит в рационе полноценных белков составляет 25 процентов на душу населения, поливитаминная недостаточность приводит к высокой распространенности гипо- и пара-трофий и рахита у детей, алиментарной анемии, аллергических состояний, резко снижает устойчивость к инфекциям и другим заболеваниям. Свыше 70 процентов населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса, который истощает приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье, вызывает рост депрессий, реактивных психозов и неврозов, психосоматических расстройств и внутренних заболеваний, психических срывов, алкоголизма и наркоманий, повышает опасность антисоциальных вспышек у индивидуумов, а также неадекватных массовых реакций и взрывов у населения. Негативные демографические и медико-социальные процессы наслоились на громадные и доныне не восполненные человеческие и иные потери России, особенно в XX веке - две мировые и гражданская войны, эпидемии и голод, экономические разрухи и потери, лишения и страдания, резкие изменения уклада и духовно-идеологических устоев жизни. Но в последние годы ситуация резко усложнилась чрезвычайными ситуациями и конфликтами, ухудшением среды обитания и жизнедеятельности, обнищанием подавляющего большинства населения и затяжными психо-эмоциональными и социальными стрессами. Врачи отмечают, что ухудшение здоровья населения является также следствием (и свидетельством) глубокого кризиса социальной сферы и созданных в прошлые десятилетия хотя и ограниченных в средствах, но эффективных систем жизнеобеспечения (здравоохранение, народное образование, социальное обеспечение, наука и культура, этика и нравственность), которые сглаживали многие трудности, а ныне полуразрушены и уже неспособны защитить жизнь и здоровье человека и народа. Сегодня государственные лечебно-профилактические учреждения уже не могут обеспечить даже тот уровень медико-санитарной помощи населению, который был достигнут к концу 80-х гг. Трудности в российском (советском) здравоохранении, еще недавно заслуженно считавшемся передовым и одним из наиболее эффективных в мире, накапливались постепенно. Медицинская наука и практика в нашей стране обладают громадным позитивным опытом, с уважением признанным во всем мире. Из истории не вычеркнуть, что именно в советской России здравоохранение впервые в мире было преобразовано, исходя из признания неотъемлемого права каждого человека на охрану и укрепление здоровья и ответственности общества за реальное обеспечение этого права. В международно-правовом плане это было зафиксировано лишь в 1948 г. в Уставе ВОЗ, а во многих "цивилизованных" странах и того позднее. За плечами советского здравоохранения большой и уникальный методологический опыт - организации поликлинической и скорой медицинской помощи, противоэпидемической борьбы и санитарной защиты территории страны, военной и гражданской медицины. Это было признано Алма-Атинской Международной конференцией ВОЗ и ЮНИСЕФ по первичной медико-санитарной помощи (1978 г.), решения которой были подтверждены Генассамблеей ООН, одобрены большинством стран мира и легли в основу глобальной стратегии "Здоровье для всех" к XXI веку. Вместе с тем, к 60-м годам внутренние резервы здравоохранения СССР были в значительной степени исчерпаны. Его финансовая и материально-техническая база стали отставать от уровня высокоразвитых западных стран, где началось реальное распространение достижений научно-технической революции на биологию и медицину, техническое переоснащение научных и практических учреждений. Извращенное продолжавшейся гонкой вооружений диспропорциональное развитие промышленности привело к постепенному переходу финансовой "ишемии" здравоохранения и всей социальной сферы в необратимую фазу. Однако посмотреть этой проблеме в глаза и найти пути ее решения руководители страны, к которым неоднократно обращались встревоженные ученые-медики, врачи и организаторы здравоохранения, уже не смогли. Не дали ничего и обращения медицинских работников после начала перестройки к съездам народных депутатов и к Верховным Советам СССР и РСФСР. Наоборот, "шоковые" политические и экономические реформы еще больше подорвали ресурсы и возможности здравоохранения. Ослабла оздоровительная, профилактическая и санитарно-гигиеническая работа. В ведущих клиниках и научных центрах, периодически закрывающихся из-за неплатежей, медицинская помощь уже (вынужденно) не оказывается бесплатно больным не только из "дальнего" или "ближнего" зарубежья, но и из других городов самой России. Квалифицированные медицинские консультации, оперативная помощь постепенно превращаются и труднодоступную роскошь. Продолжается упадок технической базы здравоохранения, ввод в действие новых учреждений здравоохранения сократился, а их выбытие резко возросло. Многие учреждения находятся в аварийном состоянии, отсутствие средств на их капитальный ремонт ведет к разрушению зданий и коммуникаций. Не хватает лекарств и медицинской техники. На территории России осталось почти 85 проц. предприятий Фарминдустрии бывшего СССР, однако при их загруженности на 30-65 проц. в стране не обеспечивается защита отечественного производителя, в первую очередь производителя активных субстанций. Быстро "одичавший" рынок в условиях лицензионной неразберихи заполнился дорогостоящими зарубежными лекарствами. По данным Минздравмедпрома России, за последние годы затраты на нужды здравоохранения покрываются в лучшем случае на 50-70 процентов от уровня 1991 г. Удельный вес расходов на здравоохранение в общих госбюджетных расходах снижается. Уже много лет суммарные расходы на здравоохранение в нашей стране колеблются в пределах 3,1-3,5 процента ВВП, в то время как уже в 1990 г. они составляли в мире в целом 8 процентов, в странах с развитой рыночной экономикой - 9,2 процента, в развивающихся странах - 4,7 процента. По оценкам ВОЗ, расходы на здравоохранение должны составлять минимум 5-6 процентов ВВП. Еще более разителен контраст в расходах на здравоохранение в пересчете на душу населения (около 3 тысяч долларов в год в США, 1-1,5 тысячи - в странах Западной Европы, менее 50 долларов - в России). Не оправдало надежд на привлечение дополнительных средств на нужды здравоохранения и поспешно введенное добровольное и обязательное медицинское страхование. Несостоятельность таких надежд при кризисном спаде экономики и обнищании населения очевидна. Более того, страховые средства используются как предлог для еще большего сокращения госбюджетных ассигнований на здравоохранение, нередко отвлекаются на посторонние цели (организация Игр доброй воли в С.-Петербурге, реконструкция аэродрома на Камчатке и т.п.). Около 40 процентов субъектов РФ не направляют из бюджета ни рубля на медицинское страхование неработающего населения, на остальных территориях эти средства поступают не полностью (в целом не поступает 2 рубля из каждых 3 запланированных). Кризис здоровья населения и системы здравоохранения, разрушение еще недавно единого гуманитарного пространства, спаянного всей историей и общими судьбами народов нашего многонационального государства, представляют уже реальную опасность для выживания, сохранения генофонда и будущего народа, для безопасности России, ибо вне и без стабильного или устойчиво прирастающего народонаселения и достаточного уровня его здоровья все остальные аспекты национальной безопасности бессмысленны. В настоящее время вопрос уже не в том, есть ли в России кризис народного здоровья, а в том, не перешел ли он уже точку "невозврата", осталось ли время, чтобы выправить положение? Традиционное утешение, что "Россия не погибнет", безответственно и опасно, поскольку ситуация в мире, вставшем перед угрозой самоуничтожения человечества, настолько изменилась, что эта оптимистическая надежда, если для ее осуществления не будут приложены адекватные усилия, может не оправдаться. Страна несет сейчас и будет нести в дальнейшем громадные, поистине неоценимые потери в количестве и "качестве" населения. И если даже полной дезинтеграции и гибели нации не произойдет, то последствия нынешнего обвала придется компенсировать в течение многих лет и с такими затратами, которые намного превысят все то, что нужно израсходовать сегодня, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения ситуации. Отмечается нарастающее бедственное социальное положение врачей и других работников здравоохранения. Оплата их труда в условиях безудержного роста цен и инфляции недопустимо отстает от заработной платы других категорий трудящихся и по-прежнему намного ниже, чем в среднем по народному хозяйству. Клятва Гиппократа не позволяет врачам бастовать (никакая другая гражданская профессия присяги не требует, но принятие присяги налагает на врача лишь дополнительную ответственность и не дает никаких преимуществ), поэтому они все чаще выходят на демонстрации с плакатами о том, что не могут реально оказать необходимую медицинскую помощь людям из-за отсутствия элементарных условий, лекарств и медицинского оборудования и что "голодные врач и медсестра опасны для больного". Но эти демонстрации мало кто замечает. Врачи, профессионально оценивая опасность развивающейся ситуации и вероятность ее выхода из-под контроля, наблюдая непоследовательные и во многом ошибочные бюрократические и технократические попытки реформирования здравоохранения, опираясь на исторический опыт, приняли единственно возможное в тех условиях решение – объединиться в Российскую медицинскую ассоциацию (1993 г.), возродить необдуманно запрещенное в 1918 г. советской властью Пироговское движение врачей России (1995 г.) и восстановить Всероссийские Пироговские съезды врачей. Российские врачи и ученые, объединившись в возрожденном Пироговском движении врачей России, осознают свой моральный и профессиональный долг перед народом России, готовы принять самое активное участие в определении главных целей, направлений и стратегии реформирования национальной системы здравоохранения и потребовать внимания политиков и народа к своим требованиям и проблемам. И прежде всего потому, что это не только наши проблемы и профессиональные интересы, а проблемы и нужды народа. Нам приходится и придется и далее иметь дело с живыми и страждущими людьми - нашими пациентами. Мы не можем и не хотим обманывать их надежды. Врачи и другие медицинские работники никогда не подводили доверие народа - ни в годы Великой Отечественной войны, ни в последующих бедах, катастрофах и конфликтах. Поэтому они имеют право потребовать, чтобы их мнение было выслушано. Врачи как профессиональная группа стоят вне политики. Но они руководствуются требованиями профессионального долга и этики, священными заветами Гиппократа и Н.И.Пирогова, необходимостью защиты человеческой жизни и здоровья. Есть периоды в истории народов, когда неминуемо, роковым образом они призываются логикою фактов к новой жизни, и правительства волею и неволею должны бывают отступать от консерватизма… … Я всегда был убежден, что ни правительству, ни верховной власти не опасны честные люди с независимым и свободным образом мыслей. Правительство может смотреть на них, как на откровенную добросовестную оппозицию, а такая оппозиция, я полагаю, при всяком образе правления полезна и необходима.
Н.И. Пирогов Все изложенное выше привело к мысли о возрождении в Новейшей истории России. I Всероссийский съезд врачей был организован и проведен при прямом противодействии Минздравмедпрома РФ в Москве 23-25 ноября 1995 г. по инициативе Российской медицинской ассоциации (РМА), профсоюза работников здравоохранения РФ и "Медицинской газеты" по многичисленным требованиям "снизу". На съезде присутствовало 657 делегатов и свыше 500 гостей из 86 территорий России. Таким образом, по своему представительству, как и столетие назад, врачебный съезд обрел статус Всероссийского и делегатами было предложено в знак преемственности традиций именовать его "Пироговским" и нумеровать соответственно. Бурный ход его подготовки и проведения широко освещался в "Медицинской газете" Все дискуссии на I (XVII) Пироговском съезде концентрировались вокруг трех принципиальных вопросов: об опасном ухудшении здоровья населения и складывающейся угрозе национальной безопасности, о провозглашенных, но непонятных «реформах» в здравоохранении, о социальном положении и незащищенности врачей и других медицинских работников. Делегаты I (XVII) Всероссийского Пироговского съезд врачей высказали ряд принципиальных предложений к готовившейся с 1992 г. «Концепции» дальнейших реформ здравоохранения и предложили создать экспертную группу для ее доработки в ограниченные сроки, призвали Президента и Правительство, депутатов законодательных собраний принять экстренные и адекватные создавшейся ситуации меры, чтобы предотвратить дальнейшее необратимое ухудшение здоровья народа. Предотвратить падение в пропасть было еще можно, и врачи России были готовы к активному сотрудничеству в с властью. Таким образом, уже I в новейшей истории России и XVII по исторической иерархии Пироговский съезд врачей ударил в набат - не истошный, но по-врачебному тревожный. Съезд обратился ко всем со словом беспокойства и предупреждения, с призывом объединить все усилия в деле спасения и защиты жизни, здоровья и будущего народа. Но, как показали последующие события, призыв услышан не был. Пироговский съезд и возрожденное Пироговсколе движение врачей России поддержал великий хирург и ученый, бывший Министр здравоохранения СССР Б.В. Петровский и многие ученые, академики, практические врачи, профсоюзы. Однако против Съезда выступил Минздрав РФ, предложив как альтернативу провести Съезд работников здравоохранения в память начала Великой Отечественной войны. А Заместитель председателя Правительства РФ Ю. Яров предлагал оргкомитету «не накалять обстановку» и перенести съезд на «после выборов», которые намечались через несколько месяцев. Но I (XVII) Всероссийский Пироговский съезд врачей все-таки состоялся и Минздравмедпром РФ принял в нем участие. Избранный почетным председателем Съезда Б.В. Петровский обратился к его участникам с прочувствованным словом о том, что именно человек должен стать конкретным объектом внимания государства, общества, всех движущих социальных сил, иначе реально вырастает угроза выживания нации, что святая обязанность государства – заботиться о здоровье человека и о самом враче, что, несмотря на все финансовые трудности, необходимо изыскать средства, чтобы экономично и рационально развивать нашу отрасль. Все дискуссии на Съезде концентрировались вокруг трех принципиальных вопросов: об опасном ухудшении здоровья населения и складывающейся угрозе национальной безопасности, о провозглашенных, но непонятных «реформах» в здравоохранении, о социальном положении и незащищенности врачей и других медицинских работников. Говорилось также об ухудшении здоровья практически всех возрастно-половых и социальных групп и слоев населения России, о беспрецедентной в мирное время депопуляции, о снижении средней продолжительности жизни, о низкой рождаемости и росте смертности населения. Ослабла санитарно-гигиеническая и оздоровительная работа, стали трудно доступными лекарства. Не оправдало надежд обязательное медицинское страхование. Врачи и другие работники здравоохранения оказались в бедственном положении, оплата их труда в условиях безудержного роста цен и инфляции из низкой превратилась в нищенскую. Отмечалось, что принятая врачами «Клятва Гиппократа» не позволяет им бастовать, а плакаты, что «голодные врач и медсестра - опасны для больного», мало кто замечает. Делегаты задавались вопросом, какое же здравоохранение реформаторы хотят иметь в России. Подчеркивалась важность ответственного и сознательного отношения человека к здоровью, здорового образа жизни, проведения санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий. Обсуждались и предложения заменить участковых врачей «семейными» или «врачами общей практики». Серьезной критике (особенно после выступления Министра Э.Н. Нечаева) была подвергнута деятельность Минздравмедпрома РФ, хотя делегаты понимали, что в бедах плачевном состоянии здравоохранения виновен не один Минздрав. И не один Минздрав может и должен вывести систему из кризиса и тупика. С сожалением отмечалось, что децентрализация в здравоохранении перешла разумную грань и привела к ослаблению (или распаду) тех центральных функций (опережающее развитие и координация науки, единство и строгость санитарно-эпидемиологического надзора и контроля, стандартизация лекарств и медицинской техники, уровень подготовки кадров и др.), без которых невозможно эффективное функционирование системы. I (XVII) Всероссийский Пироговский съезд врачей постановил создать постоянно действующий Исполнительный комитет Всероссийского Пироговского съезда врачей, утвердил его первоначальный состав и оставил список открытым для дополнительного введения представителей врачебной общественности, государственных и других организаций. I (XVII) Всероссийский Пироговский съезд врачей призвал Президента и правительство, депутатов законодательных органов принять экстренные и адекватные создавшейся ситуации меры, чтобы предотвратить дальнейшее необратимое ухудшение здоровья народа. Съезд подтвердил готовность врачей России к активному сотрудничеству, при этом не претендуя на льготы и привилегии, а лишь рассчитывая на понимание и достойную оценку своего труда обществом и властями. В обращении к медикам России записано: «Во многом от наших усилий будет зависеть здоровье россиян. И не только добросовестным выполнением прямых должностных обязанностей сейчас необходимо достигать этого, но и убеждением властей в необходимости сделать заботу о здоровье народа приоритетной задачей. Нужно изменить отношение общества к здоровью как к высшей ценности… Делегаты призвали своих коллег приложить все силы к преодолению кризиса во имя и на благо народа нашей страны, всегда верившего нам и надеявшегося на нас. Мы должны оправдать это доверие…» В резолюции, обращенной к народу России съезд предостерегал: «…Общество приблизилось к той черте, за которой любые наши усилия помочь сохранению здоровья и жизни будут уже безуспешными. Требуются большие средства, чтобы профилактика, диагностика и лечение болезней стали эффективными. Этого мы будем добиваться от властей. Но есть такие вопросы, которые зависят только от вас самих, и наш профессиональный долг сделать серьезное предупреждение о грозящей опасности нынешнему и будущим поколениям. Потребительское и беспечное отношение к здоровью - это признак низкой культуры, и никакие усилия врачей не смогут уменьшить заболеваемость и продлить жизнь, если человек сам не осознает преимуществ здорового образа жизни. Наш долг - предупредить всех, что здоровье россиян подорвано, и восстановить его можно только общими усилиями властей, медиков и самого населения. В работе II (XVIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей в Москве 5-7 июня 1997 г., участвовало уже 1747 делегатов из 89 субъектов Российской Федерации, множество российских и зарубежных гостей. Делегаты съезда получили приветствия от Президента РФ Б.Н. Ельцина, от Государственной Думы, от Патриарха Алексия II, от КПРФ, ЛДПР, губернаторов ряда субъектов РФ и др. На втором съезде был сделан ряд программных докладов, а в работе съезда принимал участие и отвечал на вопросы делегатов Заместитель председателя Правительства О.Н. Сысуев. В самом первом докладе Министр здравоохранения РФ Т.Б. Дмитриева назвала съезд «консилиумом у постели больного» и призвала к «предельно откровенному, предельно жесткому и предельно конструктивному разговору». Министр отметила негативные изменения в здоровье населения страны, значительный уровень социально-опасных заболеваний, ежегодную убыль населения почти на миллион человек. Таким образом, министр во всеуслышание заявила, что такое положение вещей - это прямая угроза будущему нации и ее экономическому, трудовому и оборонному потенциалу. Даже, если ситуация начнет улучшаться, то последствия того, что мы имеем сегодня, будут иметь место до середины XXI века. Т.Б. Дмитриева говорила, что из-за чрезвычайно низкого уровня финансирования здравоохранения, удалось сохранить минимальный объем, но не качество медицинской помощи населению. В здравоохранении продолжают развиваться признаки системного кризиса. Гарантии по оказанию бесплатной медицинской помощи зачастую не выполняются и граждане вынуждены платить все дороже за медицинские услуги. Министр остановилась и на отдельных аспектах новой Концепции развития здравоохранения, подчеркнув важность всеобщей доступности медицинской помощи при реализации законных прав граждан в сфере здравоохранения. С глубоким аналитическим докладом от имени Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей выступил председатель Совета Российской медицинской ассоциации, член-корреспондент РАМН Венедиктов Д.Д. Важную роль на съезде сыграли доклады Президента РАМН В.И. Покровского, Председателя Комитета по здоровью и спорту Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, Председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения М.М. Кузьменко, Председателя Национального этического комитета РМА Ф.И. Комарова, Исполнительного директора Федерального ФОМС В.В. Гришина и других докладчиков. Весьма острыми были и выступления в прениях. В частности, М.Ю. Зурабов, генеральный директор АО «Макс» критиковал огрехи принятого в 1991-1992 гг. Закона об обязательном медицинском страховании и отметил повторение тех же ошибок и при разработке нескольких вариантов новой Концепции здравоохранения РФ. После состоявшихся докладов и дискуссий, II (XVIII) Пироговский съезд
подтвердил опасность ухудшения здоровья народа, еще раз уточнил требования
врачебной общественности и обращения к Президенту, Парламенту, медицинским
работникам и к населению страны. Съезд предложил Президенту РФ создать и лично возглавить «Чрезвычайный национальный комитет по спасению здоровья народа» с участием Председателя Правительства РФ, Минздрава РФ, представителей Исполкома Пироговского съезда, профсоюза работников здравоохранения, других общественных объединений, ученых, организаторов здравоохранения регионов и других с тем, чтобы разработать четкую и понятную врачам и населению, практически выполнимую программу выхода их кризиса, предусмотрев меры ответственности должностных лиц государства за нарушение Статьи 41 Конституции РФ. Не имея возможности детально рассмотреть проект «Концепции развития здравоохранения», съезд принял ее за основу и предложил Правительству РФ и Министерству здравоохранения РФ «привлечь к завершению этой работы, с учетом замечаний и предложений делегатов съезда, представителей и экспертов Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей, Российской медицинской ассоциации и других общественных медицинских объединений, а также профсоюза работников здравоохранения». Но (как стало позднее известно) Минздрав внес этот проект без доработки, а на заседании Правительства министром было доложено, что Пироговский Съезд «раскололся на сторонников продолжения реформ и на консерваторов, которые звали в прошлое» и что «недовольными были лишь те врачи, которые вовремя не получали зарплату». Справедливости ради необходимо отметить (и это отражено в стенограмме съезда и его изданных позднее Трудах), что данный съезд отличался конструктивизмом и на тот момент уже действовало Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ, подписанное Министром, и Российской медицинской ассоциацией. К сожалению, Правительство РФ, полностью доверившись мнению Министра здравоохранения утвердило данную Концепцию (недоработанную, эклектичную). III (XIX) Всероссийский Пироговский съезд врачей (Москва, 27-29 октября 1999 г.) приветствовали видные государственные (в т.ч. глава Правительства РФ В.В. Путин) и общественные деятели, представители ВОЗ и ряда международных и национальных ассоциаций и обществ. В работе съезда принимал активное участие (и поддержал его идеи) уже новый Министр здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко. Съезд подтвердил поставленный ранее диагноз и прогноз опасности кризиса народного здоровья и здравоохранения, отметил, что настоящих реформ (если понимать под реформами целенаправленные действия по улучшению или совершенствованию основных системных функций здравоохранения) просто не было. На Съезде была от имени Оргкомитета была высказана идея необходимости принятия «общественного договора» между врачами, пациентами и обществом, возможно в форме Медико-социальной Хартии (Кодекса, Декларации) врачей России, которые считают себя профессионально и социально ответственными не за «торговлю медицинскими услугами», а за охрану и улучшение здоровья человека и народа. Это, в конечном счете, означает понимание ведущей и системообразующей роли врачей в здравоохранении. Именно поэтому общество издревле предоставляет врачам (и только врачам) на основе полученных ими научных знаний «юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах укрепления общественного и индивидуального здоровья». IV (XX) Всероссийский Пироговский съезд состоялся 6-9 июня 2001 г. в Москве с участием более 3000 врачей и других работников здравоохранения в качестве делегатов и гостей. На съезде впервые присутствовал Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов, а группу делегатов IV (XX) Всероссийского Пироговского съезда принял в Кремле Президент Российской Федерации В.В. Путин. Программные доклады на съезде были сделаны Председателем Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей, президентом Российской медицинской ассоциации, профессором А.Г. Саркисяном и Министром здравоохранения, профессором Ю.Л. Шевченко. После обсуждения докладов Пироговский съезд принял Медико-социальную хартию РФ, в которой по существу, подтверждаются все идущие от Гиппократа этические и профессиональные обязательства врачебной профессии перед пациентами и перед обществом, но предлагается, чтобы и общество осознало, что непрерывное развитие медико-санитарной науки и практики невозможно без значительных финансовых, технических и других сил и средств, а также без справедливой оплаты знаний, опыта и труда врачей. Общество (государство), поэтому, должно признать и право врачей на самоуправление через профессиональные медицинские ассоциации, ибо опыт развития здравоохранения на протяжении всего ХХ столетия показал, что наиболее эффективные результаты отмечаются там, где государственная поддержка и управление здравоохранением сочетаются с широким самоуправлением врачебной профессии. После завершения работы IV (XX) Всероссийского Пироговского съезда врачей (28.08.2001 г.) впервые в истории отечественного здравоохранения состоялось совместное заседание Коллегии Министерства здравоохранения РФ и Президиума Правления Российской медицинской ассоциации, где был рассмотрен вопрос о совместных мерах по выполнению решений съезда. При этом был подтверждены выводы всех четырех Пироговских съездов о том, что за прошедшее десятилетие в Российской Федерации произошло ухудшение состояния здоровья населения. Была подчеркнута важность Медико-социальной Хартии Российской Федерации, несущей в себе заряд крайне необходимого общественного согласия. Для разработки проектов Концепции и Программы развития государственного управления здравоохранением во взаимодействии с общественными организациями была образована совместная Комиссия, также было решено подготовить и провести окружные межрегиональные конференции во всех Федеральных округах РФ по проблемам развития врачебного самоуправления. Такие Пленумы, организованные Российской медицинской ассоциацией с участием представителей Минздрава РФ состоялись во всех федеральных округах: в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Петербурге, Ярославле и Красноярске. Идея государственно- общественного управления здравоохранением получила полную поддержку врачебной общественности, их полные материалы были опубликованы РМА. V (XXI) Всероссийский Пироговский съезд врачей (Москва, 5-16 апреля 2004 г.) первоначально намечался на ноябрь 2003 г. но по "просьбе высоких чиновников" был перенесен на «после парламентских и президентских выборов» (см. X Пироговский съезд 25.04-3.05 1907 г.). На съезде с информацией о предстоящей административной реформе выступил новый уже Министр здравоохранения и социального развития РФ М.Ю. Зурабов. Съезд не просто повторил и подтвердил решения и резолюции предыдущих Пироговских съездов врачей, а на основании десятилетнего анализа и изучения сложившейся ситуации вновь обратился ко всем, кому дороги судьбы и будущее России, с призывом понять опасность сложившейся кризисной ситуации в состоянии здоровья населения и в здравоохранении и сделать все необходимое для защиты жизни и здоровья народа, для настоящего и будущего Отечества. Съезд настоятельно рекомендовал Президенту Российской Федерации создать и возглавить «Национальный Совет по охране здоровья населения», а в ходе проводимой в стране административной реформы - разграничить стратегические и тактические функции управления здравоохранением между государственными и негосударственными субъектами политики. VI (XXII) Всероссийский Пироговский съезд состоялся в Москве 28-29 сентября 2006 г. с участием более 1500 врачей и других работников здравоохранения в качестве делегатов и гостей. Рассматривались вопросы о роли и месте врачебного сообщества в реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье», о формировании национальной программы преобразования и развития здравоохранения в стране, о взаимоотношениях «Врач-пациент-общество» в принципиально других по сравнению с советским периодом социально-экономических и политических условиях. В работе съезда участвовал Министр здравоохранения и социального развития М.Ю. Зурабов, однако неожиданным стало заявление заместителя министра здравоохранения В.И. Стародубова о том, что новое Министерство не является правопреемником прежнего Министерства здравоохранения РФ и Минздравмедпрома Российской Федерации (и, следовательно, не несет ответственности за ранее принимавшиеся решения?). На съезде вновь подчеркивалось, что кризис здоровья и здравоохранения системен, он, прежде всего, обусловлен недостаточным финансированием на фоне возрастающих проблем и ухудшения здоровья населения. Но он еще более связан с невниманием и непониманием значимости народного здоровья и здравоохранения со стороны высших эшелонов государственной власти, которая упорно продолжает хаотичные и несистемные попытки «реформировать» здравоохранение. Делегаты съезда с тревогой воспринимали известия о ходе очередной крупномасштабной реорганизации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, о формировании новых здравоохранных федеральных и территориальных служб и агентств. И дело не в самих административных изменениях и перестройках, а в том, что их медико-социальные последствия не обсуждались и не анализировались предварительно, не обсуждаются и сейчас с учеными, крупнейшими специалистами в области теории и практики здравоохранения, с руководителями медико-санитарных органов и учреждений в регионах, с практическими врачами, с общественными объединениями и ассоциациями. В очередной раз врачи были поставлены в положение не участников реформ, а пассивных исполнителей. Несомненно, о ходе и итогах Всероссийских Пироговских съездов врачей можно сказать еще многое, но главное – в их логике и динамике. Первый Пироговский съезд можно было бы назвать Заявлением врачебной профессии о своем существовании и своей роли в системе здравоохранения, второй – Съездом уточнения и прояснения позиций, третий – Съездом надежд на взаимопонимание врачей и Минздрава, а четвертый – Съездом Медико-социальной Хартии и поиска подходов к государственно-общественному управлению системой. Он ознаменовался прямым диалогом с Президентом страны. Пятый – Съезд поиска путей конструктивного сотрудничества врачебного сообщества с властью, а шестой – анализа приоритетного национального проекта и комплекса взаимоотношений «Врач-пациент-общество». Все Пироговские съезды проводились по инициативе врачей – участников Всероссийского Пироговского движения, но всегда по инициативе Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей и Российской медицинской ассоциации вместе с Министерством здравоохранения РФ. По существу, Российская медицинская ассоциация и Министерство здравоохранения РФ были на этих съездах главными участниками, неразрывными партнерами, порой и оппонентами и даже конструктивной оппозицией. Организаторы Всероссийских Пироговских съездов врачей всегда исходили из того, что врачебная профессия и государственный орган исполнительной власти в области здравоохранения (какое бы название он не носил) объединены общей ответственностью за здоровье людей. Они неразрывны и, одновременно, противоположны. Надо отметить, что за прошедшие годы непростого сотрудничества на Пироговских съездах врачей они учились признавать друг друга, но, можно ли сказать, что они в полной мере научились друг друга слушать и понимать? Однако ростки взаимопонимания, как нам кажется, было важнейшей чертой прошедших в новейшей истории России Всероссийских Пироговских съездов врачей, хотя, очевидно, оно давалось труднее Минздраву, выступающему в одном лице и как выразитель интересов общества (государства), и как «Генеральный штаб» общенациональной «системы охраны здоровья народа» (СОЗН), и как верховный орган «ведомства здравоохранения» (СВЗ), и, наконец, как главный, фактически монопольный работодатель для всех врачей и других медицинских работников. Но важно понимать, что Минздраву трудно (читай - невозможно) прямо заявить Президенту и Правительству страны, что ситуация вышла из-под контроля, потребовать большего внимания и средств для решения назревших острых проблем. А врачебное сообщество, объединенное под эгидой Пироговского движения, могло и проявило готовность это сделать! Без сомнения, важным является само возрождение Пироговского движения врачей. И сегодня оно как никогда ратует за единство и консолидацию врачебного сообщества и привлечение внимания средств массовой информации и населения страны, поскольку Пироговские съезды часто замалчивали, порой на них грязно нападали, а в последнее время появляется поток негативных публикаций о медицине и здравоохранении, о врачах-заложниках ситуации, которые изображаются как невежды и корыстолюбцы. В то же время очень мало откликов в поддержку медицины и здравоохранения от населения, от средств массовой информации. 26-27 ноября 2010 г. состоялся очередной VII (XXIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей «Государство, общество, врачи», посвященный 200–летию Н.И. Пирогова и 15-летию возрождения Пироговского движения врачей России. Пироговский съезд врачей рассмотрел проблемы здоровья населения и российского здравоохранения с учетом безусловного влияния на них глобального социально-экономического кризиса, меняющегося законодательства, реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», итогов административной реформы. Необходимо признать, что пока обществу, политическому руководству нашей страны и врачебному сообществу России не удается приостановить продолжающуюся социально-экономическую, профессиональную и нравственно-этическую деградацию системы здравоохранения. Некомпетентность и непрофессионализм постепенно захватывают многие ведомства, постепенно размывая и разрушая их, становясь угрозой для всей государственной системы современной России. По нашему мнению, эти угрозы всецело связаны с попытками сохранить распределительный характер финансирования, в частности, в системе здравоохранения, в условиях сложившегося перехода в стране в целом к иным механизмам обращения финансовых ресурсов в экономике. Съезд рассмотрел проблемы профессионального медицинского самоуправления как одного из важнейших компонентов формирующегося гражданского общества, роль, формы и методы участия врачебного сообщества России – Пироговского движения врачей – в происходящих в стране преобразованиях и в принимаемых мерах по обеспечению выхода системы отечественного здравоохранения из глубочайшего структурно-технологического, экономического и морально-этического кризиса. Съезд считает необходимым в соответствии с международными нормами и принципами социальной ответственности рассмотрение Властью и всем обществом трехстороннего договора между государством, врачами и пациентами – Медико-социальной Хартии Российской Федерации. Вместе с тем, съезд отмечает, что за прошедшие четыре года ситуация в здравоохранении стала меняться. Во-первых, голос Российской медицинской ассоциации на Пироговском съезде врачей звучит уже не в одиночестве: в Пироговское движение врачей России кроме Российской медицинской ассоциации (возродившей Пироговское движение врачей в 1995 году) вошли Российское медицинское общество, Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики, Национальная медицинская палата, Общество фармакоэкономических исследований, Общество специалистов доказательной медицины, Российский медицинский союз, Ассоциации врачей Республики Дагестан, Ассоциация работников здравоохранения ХМАО-Югра, Хакасская республиканская ассоциация врачей, Санкт-Петербургская профессиональная ассоциация медицинских работников, Ассоциация врачей Вологодской области, Общество хирургов Липецкой области, Ассоциация врачей г. Череповца, Межрегиональная ассоциация медиков-интернационалистов, Всероссийский Союз общественных объединений пациентов, Всероссийское объединение «Лига защиты пациентов», Пензенское отделение «Лиги защитников пациентов», Межрегиональное общественное движение «Здоровье нации», о чем свидетельствует и подписанный Меморандум об объединении усилий в рамках воссозданного 15 лет тому назад единого Пироговского движения врачей. Во-вторых, еще на VI (XXII) Всероссийском Пироговском съезде врачей (28-29 сентября 2006 г.) была дана оценка приоритетному национальному проекту «Здоровье» как первому этапу в реформах здравоохранения. В ходе реализации проекта «Здоровье» частично удалось изменить отношение властных и управленческих структур государства к здоровью населения и к проблемам здравоохранения. Вместе с тем, делегаты съезда отмечают, что реформа здравоохранения не состоялась. Принимаемые решения готовятся без участия экспертов и специалистов, без учета мнения врачебного сообщества в целом, и потому являются недостаточно квалифицированными и содержат в себе немало угроз и рисков для врачей и пациентов. В России центром всех перемен и модернизаций являются исключительно административные ресурсы: органы управления здравоохранением, медицинские организации, система финансирования. По-прежнему вне этого процесса остается правовой статус врача и его взаимодействие с пациентом. До сих пор в органах государственного управления нет понимания того, что базисом здравоохранения является система «пациент-врач», а все остальное является дополнительной надстройкой к этому базису. По мнению делегатов, юридическая самостоятельность и социально-экономическая ответственность специально подготовленного медицинского персонала должны стать краеугольным камнем модернизации национальной системы здравоохранения России. Делегаты VII съезда подтвердили принцип государственно-общественного управления медицинской деятельностью, который был выдвинут Российской медицинской ассоциацией (РМА), обсужден и одобрен на IV (XX) и V (XXI) Всероссийских Пироговских съездах врачей, признан Президентом РФ В.В. Путиным в 2001 году необходимым для реализации, рассмотрен и одобрен совместным решением Коллегии Министерства здравоохранения РФ и Президиума Правления РМА, выездных Пленумах РМА с участием Министерства здравоохранения РФ во всех федеральных округах и большинстве субъектов РФ. Он нашел всемерную поддержку во врачебном сообществе. Съезд отмечает, что из-за отсутствия преемственности в руководстве отечественным здравоохранением принцип государственно-общественного управления медицинской деятельностью не используется, на практике врачи отстранены от участия в принятии решений по важнейшим проблемам здравоохранения. Съезд в очередной раз отмечает, что медицинская деятельность не может обходиться без самоуправления в профессии. Именно профессиональные корпоративные организации, объединенные в Пироговское движение врачей, должны говорить от имени и по поручению врачебного сообщества, отвечать за то, чтобы во врачебном сообществе находились только те специалисты, которые соответствуют установленным профессиональным сообществом и государством требованиям к профессиональной готовности. Государственно-общественное управление здравоохранением, – практическое претворение идей, заложенных в Медико-социальную Хартию врачей России, разработанную Российской медицинской ассоциацией, – по существу это соединение прошлого отечественного и лучшего международного опыта системного развития здравоохранения (медицинской науки и практики) и современного демократического гражданского общества. В современном мире состояние здоровья населения определяет потенциал устойчивости и стабильности государства на геополитическом пространстве и является значимым фактором национальной безопасности. Не случайно во многих странах охрана здоровья далеко вышла за рамки одной отрасли и превратилась в политическую проблему, курируемую первыми лицами государства. Общественное здоровье должно рассматриваться аналитиками, политическими элитами и обществом в качестве главного управляемого стратегического ресурса государства. В целях совершенствования управления охраной здоровья населения, ускорения модернизации системы здравоохранения, для обеспечения устойчивого развития, а также для проведения общественной экспертизы готовящихся решений в здравоохранении VII (XXIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей признал особенно важным и необходимым создание «Национального Совета по охране здоровья граждан» при Президенте Российской Федерации, в состав которого могут войти специалисты в области охраны здоровья и организации здравоохранения, представители Пироговского движения врачей и пациентских организаций для выражения интересов врачей и пациентов, специалисты из других областей, а также представители институтов гражданского общества и политических партий нашей страны. Съезд подчеркнул, что основой модернизации национальной системы здравоохранения в России должна стать Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации, одобренная медицинским сообществом на Всероссийском Пироговском съезде врачей и утвержденная Президентом Российской Федерации. Если подводить некоторые общие итоги и уроки Всероссийских Пироговских съездов новейшей истории России, то нужно признать, что в целом ситуация в состоянии здоровья населения в Российской Федерации не улучшается, несмотря на предпринимаемые на государственном уровне меры по увеличению финансирования отрасли и улучшению оснащенности лечебно-профилактических учреждений. Практически все профессиональные прогнозы по угрозам и опасностям, связанные с несовершенством мер по охране здоровья населения, сформулированные в решениях и выводах предшествующих Пироговских съездов врачей подтвердились. По важнейшим демографическим, социально-экономическим показателям, определяющим уровень здоровья населения и эффективность здравоохранения, страна стала занимать еще более неподобающее место среди самых отсталых стран мира. Вызывает сожаление
то, что Пироговское движение врачей России, хотя и сохраняет доверие
врачей, но пока еще не смогло
объединить все врачебные силы и привлечь поддержку населения и средств
массовой информации (хотя этому есть объективные причины, в том числе и в нашей
собственной истории, например, принцип «разделяй и властвуй» весьма активно
используется сегодня как власть предержащими, так и некоторыми
коллегами-врачами в своих целях). Угроза национальной безопасности Кризис здоровья населения и системы здравоохранения представляет реальную угрозу национальной безопасности России в ее современном понимании, когда помимо внешних угроз возрастает опасность для национально-государственной, коллективной, этнической целостности и безопасности, опасность демографического и социального неблагополучия, экономических срывов, внутренних конфликтов, экологических катастроф. Это чревато реальной угрозой уменьшения количества и снижения качества населения, деградации и распада нации, утраты генофонда, критического снижения трудового и оборонного потенциала России. Разрушительный процесс может стать необратимым до такой черты, за которой уже будет невозможным нормальное воспроизводство и устойчивое развитие человека и социума. При малозаселенных территориях и экстремальных климатических условиях, при труднодоступных ресурсах России это равнозначно величайшей угрозе национальной безопасности России. Для преодоления кризисной ситуации необходимо буквально общенародное осознание нависшей опасности для здоровья современного и будущих поколений и решимость («политическая воля») выйти из этого кризиса. Потребуются и весьма значительные финансовые и технические ресурсы, новые кадры, научная концепция и стратегия дальнейших реформ, громадная организационная работа на федеральном, региональном и местном уровнях, современное информационное обеспечение здравоохранения и мониторинг продвижения к поставленным целям с систематическим внесением поправок как в перспективные планы, так и в текущую деятельность органов и учреждений здравоохранения, а также других ведомств и организаций, деятельность которых влияет на состояние здоровья населения и всю сферу жизнеобеспечения. Возрастающую активность и ответственность должны проявить все заинтересованные стороны - прежде всего, само население, Пироговское движение врачей, профессиональные общества и ассоциации врачей и других медицинских работников, профсоюзы и их объединения, руководители местных администраций, бизнес, общественные и благотворительные организации и др. К сожалению, серьезный диалог между ними еще никак не начнется. Н.В. Склифосовский сказал при открытии 3-15 августа 1897 года в Москве, на Девичьем поле, памятника Н.И. Пирогову: «Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться, так как с этим именем связан целый период развития врачебноведения. Начала, внесенные в науку (анатомия, хирургия) Пироговым, останутся вечным вкладом и не могут быть стерты со скрижалей ее, пока будет существовать европейская наука, пока не замрет на этом месте последний звук богатой русской речи». Н.И. Пирогов и его труды были и остаются современными и важными для всех последующих этапов развития медицинской науки и практики, развития здравоохранения не только в России, но и в других странах. Е.И. Смирнов справедливо подчеркивал, что «труды Пирогова, посвященные военно-медицинским вопросам, обращены в настоящее и будущее, потому, что он был поистине великим ученым…» Поэтому еще раз подчеркнем, что мысли и заветы Н.И. Пирогова могут помочь нам и сегодня, если мы сами
сделаем все, что нужно. Председатель Исполкома Пироговского движения врачей России, президент Российской медицинской ассоциации, профессор А.Г. Саркисян. ⃰ ⃰ ⃰ VII (XXIII) ВСЕРОССИЙСКИЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ «Государство, общество, врачи» МЕМОРАНДУМ О РАЗВИТИИ ПИРОГОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВРАЧЕЙ РОССИИ г. Москва, 26 ноября 2010 г. Мы, представители профессиональных медицинских ассоциаций и объединений, изучив итоги и уроки возрожденного Пироговского движения врачей и результаты прошедших шести Всероссийских Пироговских съездов врачей (1995-2006 гг.), в ходе совместной работы по подготовке VII (XXIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей, посвященного 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова и 15-летию возрождения Пироговского движения врачей России, пришли к общему мнению о целесообразности и необходимости консолидации профессиональной и гражданской позиции российских врачей под эгидой Пироговского движения с тем, чтобы объединенными усилиями иметь возможность вести содержательный диалог с обществом и властью, представляя и защищая права и интересы врачей и пациентов. Пироговское движение врачей России имеет целью: - объединение профессионального медицинского сообщества страны для совместных согласованных действий по развитию врачебного самоуправления профессиональной медицинской деятельностью, - сохранение и развитие гуманистическо-нравственных традиций отечественной медицины, - проведение глубокого анализа проблем здравоохранения, разработку путей и способов существенного улучшения уровня здоровья населения, - содействие повышению доступности и качества медицинской помощи, - своевременное предостережение общества и государства о грозящих опасностях, связанных с болезнями, - активное содействие реформам и мероприятиям, направленным на сохранение и улучшение здоровья граждан, - предупреждение принятия непродуманных решений на всех административных уровнях без предварительного и всестороннего обсуждения их с экспертами профессионального медицинского сообщества, - проведение общественной независимой экспертизы законопроектов и других нормативных актов в сфере здравоохранения. Мы признаем, что Пироговское движение врачей России основывается на принципах добровольности, равноправия, коллегиальности, профессиональной этики, ответственности, преемственности и последовательности, сотрудничества, самоуправления и законности. При этом каждая подписавшая Меморандум общественная организация сохраняет свой правовой статус и уставные направления деятельности.
От Российской медицинской ассоциации А.Г. Саркисян От Российского медицинского общества М.И. Перельман От Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики А.В. Каменев От Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль От Общества фармакоэкономическихисследований П.А. Воробьев От Общества специалистов доказательной медицины В.В. Власов От Российского медицинского союза Е.Б. Злодеева От Ассоциации врачей Республики Дагестан М.Г. Муртазалиев От Ассоциации работников здравоохранения ХМАО-Югра А.В. Кичигин От Хакасской республиканской ассоциации врачей В.В. Замяткин От Санкт-Петербургской профессиональной Ассоциации медицинских работников А.А. Редько От Всероссийского Союза общественных объединений пациентов Ю.А. Жулев От Ассоциации врачей Вологодской области Т.И. Лета От Ассоциации врачей г. Череповца Ю.В. Бочаров От Общества хирургов Липецкой области И.М. Дмитриев От межрегиональной Ассоциации медиков-интернационалистов Э.В.Анисимова От Пензенского отделения «Лиги защиты пациентов» Т.В. Курбанова От МОД "Здоровье нации" В.Д. Володин От «Лиги защиты пациентов» А.В. СаверскийОт Новгородской ассоциации врачей В.Н. Беркунов От Красноярского краевого отделения РМА А.Н. Подкорытов От Оренбургского областного отделения РМА Р.Г. Гильмутдинов От Ярославской ассоциации врачей Ю.Н. Матвеев От Ассоциации главных врачей Удмуртской Республики В.С. Савельев От Волгоградского областного отделения РМА В.Л. Аджиенко От Пензенской ассоциации врачей Ю.А.Орлов От Тюменского областного отделения РМА Т.Н. Зарубина Председатель Президиума съезда А.Г. Саркисян Секретарь съезда Л.И. Малышев Город Москва, 27 ноября 2010 года
|
|||
Copyright © 1999-2019 РМА. 125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12 E-mail: rmass@yandex.ru Разработка и поддержка "Петербургский сайт" |