На главную Российская Медицинская Ассоциация


125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12. E-mail: rmass@yandex.ru



Концепция регулирования профессиональной деятельности и страхования ответственности врачей в условиях рынка

При использовании материалов с нашего сайта ссылка обязательна!


РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

 РЕГУЛИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И  СТРАХОВАНИЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ВРАЧЕЙ В  УСЛОВИЯХ  РЫНКА

 

Принята на II (XVIII) Всероссийском Пироговском съезде врачей

7 июня 1997 г.

 

I.  ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОЦВЕТАНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Повсеместно состояние и результативность национальной политики по обеспечению здоровья населения, проводимой правительствами стран, парламентскими и другими властными структурами, рассматривается  гражданами этих стран и мировым медицинским сообществом как один из важнейших критериев устойчивости и перспективности органов власти в той или иной стране.

Содержание и эффективность планируемых и реализуемых властными структурами мер в области охраны здоровья населения для политологов, средств массовой информации и общественного мнения  становится  достаточно информативным показателем социальной  направленности реализуемой стратегической линии национальных правительств и партий, находящихся у власти.

Грамотная, последовательная и целеустремленная политика власти по достижению населением определенных стандартов качества здоровья обеспечивает ей массовую поддержку граждан через неформальное и поэтому мощное лоббирование со стороны национальных медицинских сообществ.

Национальные медицинские сообщества (врачебные, сестринские и др. ассоциации) развиты и активны в отстаивании профессиональных прав врачей, а через них - законных прав пациентов на лечение и здоровье во всех странах с рыночной экономикой и гарантированными законом правами граждан.

Благодаря своему высокому авторитету среди различных групп и слоев населения своих стран, чрезвычайно широким и устойчивым связям с коллегами за рубежом, медицинские ассоциации в состоянии обеспечить правительству и партии власти, уделяющим должное внимание проблемам здоровья населения, устойчивую поддержку электората в своей стране, а также содействие формальных и неформальных политических сил в других странах.

Граждане Российской Федерации воспринимают происходящие в стране реформы как попытку глубокого социально-экономического преобразования, направленного на возрождение величия нашего общества.

Приоритетность задач преобразования экономики страны, принятая на данном этапе реформирования, не должна отрицать необходимость параллельного решения насущных социальных проблем, прежде всего проблемы повышения активности трудоспособной части населения, усилиями которой только и может быть реализована экономическая программа.

На данном этапе развития реформирования страны необходимо осознание того, что активизация экономики страны при отсутствии необходимых инвестиций - это усиление использования устаревших технологий в работающих отраслях и соответственно нарастание экологической напряженности.

Активизация производства в условиях устаревших технологий за счет интенсификации труда на работающих предприятиях в совокупности с ухудшением качества среды обитания людей ведет к росту заболеваемости среди трудоспособной части населения, увеличению социально-экономического ущерба при росте уровня массовости заболеваемости населения.

Вызывает тревогу за будущее выраженная тенденция снижения средней продолжительности жизни, в основном за счет повышения смертности среди трудоспособных слоев населения, составляющей более 40% от общей смертности.

Напряженная социальная и экологическая обстановка в стране обусловливает формирование резких темпов снижения рождаемости при росте доли детей, рождающихся больными (более 25%). Это еще более усугубляет социальную и демографическую обстановку в обществе, формирует зловещую проблему невоспроизводства трудоспособного населения в стране.

В условиях снижения прироста трудоспособного населения и увеличения интенсивности трудовой деятельности в условиях рынка, охрана здоровья и проведение мероприятий по снижению заболеваемости среди населения приобретают первостепенное значение.

Улучшение здоровья трудоспособной части населения ведет, по опыту экономически развитых стран, к повышению производительности труда и многократной окупаемости затрат на проведение оздоровительных мероприятий.

Повышение трудоспособности работающей части населения в конечном итоге формирует для государства возможность осуществлять полноценную помощь малообеспеченным слоям населения.

Поэтому здоровое население страны рассматривается ведущими мировыми державами в качестве главного и управляемого стратегического ресурса.

Совокупное здоровье населения страны определяет потенциал производительных сил государства, емкость и специфику его внутреннего рынка товаров и услуг, возможности экспорта, потенциал устойчивости и стабильности положения державы на геостратегическом пространстве.

Пройдя испытания войнами, революциями, сопутствующими им голодом и болезнями, человечество пришло к восприятию жизни и здоровья человека, как главной своей ценности, как важнейшего ресурса развития и процветания каждого государства.

 

II.  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА

 

Научно-технический прогресс, бурное развитие экономики и производства в большинстве развитых стран мира на рубеже 19-20 века в совокупности с полосой войн и социально-политических катаклизмов первой половины двадцатого столетия создали предпосылки к бурному развитию естественных наук и медицины.

Принципиально важно, что медицина, как наука и искусство врачевания в отношении немногих, кому это было доступно, уже с начала ХХ века была призвана решать совершенно иные проблемы.

Необходимость производить в массовом масштабе мероприятия лечебно-диагностического и профилактического характера требовала иных чем прежде подходов и привлечения значительных материально-финансовых ресурсов.

При такой постановке задач стал неизбежным переход от сугубо индивидуализированной, штучной работы небольших групп врачей к массовым технологиям диагностики, лечения и реабилитации больных, к созданию и организационному оформлению отраслей специальной человеческой деятельности - национальных систем здравоохранения, включающих в себя сеть амбулаторий (врачебных и сестринских практик), поликлиник, диагностических центров, небольших и крупных многопрофильных больниц, специализированных монопрофильных госпитальных центров, центров общественного здоровья, санитарно-эпидемиологических станций (центров) и других структур, а также создание специальных органов управления системами здравоохранения.

В результате постепенных преобразований медицина, как вид профессиональной деятельности, становилась все в большей степени научной и методической основой национальных систем здравоохранения, а также научной и методической базой национальных школ до- и последипломной подготовки персонала здравоохранения.

Массовое производство диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий требовало массового же производства специально подготовленного персонала для национальных систем здравоохранения, и, как следствие массовости, - разработки и применения специальных социально-управленческих технологий регулирования профессиональной деятельности в национальных системах здравоохранения, а также механизмов профессиональной защиты специалистов, занятых в отрасли.

Переход от оказания медицинской помощи и проведения лечения в отношении небольших групп населения к “массовому производству здоровья” в масштабах целых стран и континентов стал и началом подлинной революции в лекарственном бизнесе.

Трансформация небольших аптек с кустарным или полукустарным производством ограниченного числа лекарств в современные наднациональные гиганты фармацевтического бизнеса и превалирование готовых лекарственных форм над лекарственным формами, требующими ручного труда, произошла всего за 40-50 последних лет.

Высокие прибыли от все более расширявшихся продаж лекарств и средств ухода за больными побуждали владельцев компаний инвестировать огромные средства в фундаментальные и прикладные медицинские (и не только медицинские) научные исследования, готовить новые и все более разнообразные лекарственные препараты, расширяя возможности врачей и увеличивая тем самым объемы своих доходов.

Аналогичные процессы стремительного развития происходили и происходят и в сфере производства медицинской техники для здравоохранения.

Появление все более совершенной медицинской техники для диагностики, лечения и реабилитации пациентов открывали новые возможности профессиональной медицинской деятельности. Вместе с новыми лекарствами формировали новые технологии врачебной деятельности, поднимая планку требований к профессионализму занятых в здравоохранении специалистов.

Таким образом, основу деятельности национальных систем здравоохранения в конце ХХ века составляют все более сложные и все более дифференцированные технологии медицинской помощи заболевшим, технологии реабилитации пролеченных пациентов, технологии их медицинской, психологической и социальной адаптации к новым и индивидуальным для каждого человека реальным условиям жизни.

К началу 70-х годов в экономически развитых странах политические, а более всего экономические соображения (глобальный недостаток национальных ресурсов для массового применения все более дорогостоящих технологий диагностики, лечения и реабилитации) потребовали разработки и широкого внедрения государственной политики профилактики заболеваний и социально-политических технологий охраны здоровья здоровых людей.

Произошла глобализация задач, стоящих перед здравоохранением: от профилактики болезней, лечения и реабилитации на уровне индивидуума - к профилактике болезней и оздоровлению всей популяции.

К этому времени практически повсеместно в мире, за исключением развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки организационно оформились национальные системы охраны здоровья населения.

Национальные системы охраны здоровья населения достигают целей оздоровления нации участием в глобальной и национальных программах “Достижение здоровья для всех к 2000 году” (Health for All Policy (HFAP) через:

- возложение на себя персональной ответственности высшими руководителями всех уровней политической власти в каждой из стран, присоединившихся к движению (от главы Государства до главы самой мелкой сельской общины, коммуны), за создание правовых, экономических, идеологических и технологических условий и предпосылок (включая обеспечение специально подготовленным персоналом) для достижения здоровья населением всей страны, начиная от каждой сельской общины;

- разработку и реализацию общегосударственных (федеральных) и региональных программ оздоровления населения, включая обеспечение качественной питьевой водой, полноценным экологически чистым питанием, качественным жильем и т.д.;

- привлечение к активному продвижению и реализации HFAP национальной творческой и научной интеллигенции, журналистов, преподавателей школ разного уровня, деятелей церкви и др.;

- создание реальных условий для участия каждого гражданина в движении за достижение здоровья и обеспечение его реальных прав на здоровье.

Национальные системы охраны здоровья населения, включающие политические, правовые, экономические, медицинские, экологические, культурные, конфессиональные и пропагандистские компоненты, сегодня занимают ведущее положение в определении содержания внутренней и внешней политики большинства стран мира.

Национальные системы охраны здоровья населения опираются на политическую волю руководителей государств, здравый смысл политических партий, соответствующие экономические ресурсы и высокую квалификацию персонала здравоохранения.

Обеспечение прав граждан на достижение здоровья в развитых и демократических странах с социально ориентированной экономикой достигается высоким уровнем развитости, качеством функционирования и оптимальным взаимодействием:

- национальной системы охраны здоровья населения, как сферы государственной и политической деятельности;

- медицины как науки и системы специального образования;

- системы здравоохранения как специфической отрасли профессиональной врачебной и сестринской деятельности;

- персонала здравоохранения как независимой и самоуправляющейся системы.

Признание мировым сообществом здоровья населения важнейшей ценностью, наряду с пониманием и признанием того, что здоровое население является главенствующим ресурсом каждой страны, стало началом истинно революционных преобразований в медицине и здравоохранении.

В России какая-либо новая национальная политика в области здравоохранения, соответствовавшая бы происходящим в стране реформам и процессам, общемировым тенденциям развития, беспристрастным аналитикам неизвестна.

Постоянные в течение пяти пертурбации властных структур (преобразование Министерства здравоохранения РФ в Минздравмедпром и снова в Минздрав РФ, выделение из состава Министерства Госкомсанэпиднадзора, его подчинение Президенту, последующее переподчинение Правительству и вновь возвращение в лоно Минздрава РФ), являясь шагами несомненно политическими, в тоже время не имеют никакого отношения к собственно политике и стратегии государства по охране здоровья населения.

За пять лет рыночных преобразований в России даже не была разработана концепция реформирования национального здравоохранения в условиях реального рыночного хозяйства, которая носила бы системный характер, соответствовала бы духу и букве намечавшихся и реализуемых политических и экономических преобразований в стране.

Непонимание механизмов необходимого реформирования системы отечественного здравоохранения в интересах населения страны и персонала, нежелание перемен и скрытое противодействие самой возможности преобразований рыночного и демократического характера в угоду личным и корпоративным интересам чиновников от здравоохранения на федеральном и территориальном уровне, а не только объективно существующая нехватка средств, нанесли большой урон здравоохранению, престижу и авторитету занятых в нем профессионалов, существенно подорвали экономическую основу самой системы, привели ее к критическому состоянию, создали значительную социальную напряженность как в обществе в целом, так и в сфере профессионалов.

Здравоохранение как часть общеполитической и экономической системы, существующей в государстве, не может существовать изолированно от реально сложившихся рыночных отношений и процессов демократизации российского общества.

Если реформы не приходят легитимным путем сверху через создание новой специфической правовой, процедурной и экономической среды деятельности системы, или снизу от персонала, они приходят сбоку и могут носить при этом криминальный или полукриминальный характер, развивая и подпитывая теневые экономические отношения в системе здравоохранения., которые и при Советской власти существовали всегда, но не носили такого всеобъемлющего характера, как теперь.

Практически весь пятилетний период рыночных реформ в здравоохранении стал временем небезуспешных попыток сохранить и приспособить прежнюю систему управления здравоохранением в стране, ничего в ней не меняя. Именно в этом главная причина критического состояния самой системы и корни острейшего социального кризиса, которые сегодня существуют в здравоохранении.

Цели и задачи построения социально ориентированной рыночной экономики и реальной демократизации общества нуждаются в коренных преобразованиях правовой, экономической и организационно - управленческой среды функционирования систем (включая персонал), обеспечивающих охрану здоровья населения в России.

 

III.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

 

1.  НЕОБХОДИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ

 

По-видимому, многих острых проблем отечественному здравоохранению удалось бы избежать, если бы в России существовал такой фундаментальный раздел общественного знания и юридической практики, каким является МЕДИЦИНСКОЕ  ПРАВО.

Создание адекватного рыночным отношениям и процессам демократизации свода медицинских законов как принципиально новой правовой среды функционирования систем, обеспечивающих охрану здоровья населения страны, позволит решить проблемы:

- правового разграничения полномочий субъектов государственного управления системой здравоохранения, правового регулирования и обеспечения охраны здоровья населения в России на федеральном и региональном уровнях;

- перемещения норм и правил, регулирующих деятельность и отношения юридических и физических лиц в здравоохранении, как отрасли специальной профессиональной деятельности, из категории подзаконных ведомственных актов, рекомендаций и инструкций, в нормы и правила, определяемые и регулируемые только законом Российской Федерации, обязательные к исполнению всеми ветвями власти, субъектами управления и хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации;

- перераспределения и упорядочения полномочий управления в сфере здравоохранения между органом федерального управления системой здравоохранения с одной стороны, с органами управления здравоохранением субъектов федерации, Президиумом РАМН и Российской медицинской ассоциацией - с другой;

- демонополизация полномочий Министерства здравоохранения РФ и органов управления здравоохранением субъектов федерации, как эксклюзивных собственников лечебных и реабилитационных учреждений, с наделением учреждений здравоохранения, вне зависимости от форм собственности, полными и равными правами субъектов экономических отношений и отношений управления;

- наделения врачей, медицинских сестер, фельдшеров и других категорий работников здравоохранения, имеющих специальную профессиональную подготовку и квалификацию при осуществлении ими своей профессиональной деятельности самостоятельно или в медицинских учреждениях, вне зависимости от форм собственности, правами субъектов экономических отношений и отношений управления, разработав и приняв специальные законы прямого действия: “О практикующем враче”, “О сестринской и фельдшерской практике”;

- организации государственной системы профессиональной защиты и поддержки специалистов здравоохранения, разработав и приняв закон Российской Федерации “Об обязательном и добровольном страховании профессиональной ответственности врачей и других категорий специалистов, занятых в здравоохранении”.

 

2.  ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 

Реформирование экономической среды функционирования национальной системы здравоохранения и деятельности персонала в совокупности с созданием новой правовой среды имеет своей целью создание реальных условий для конкуренции юридических лиц в здравоохранении (включая персонал учреждений).

В качестве своих целей реформирование экономической среды должно предусматривать:

- последовательное и поэтапное абсолютное увеличение объема финансирования здравоохранения по всем каналам поступления средств;

- четкую и неукоснительную дифференциацию целевого предназначения финансовых средств, направляемых на охрану здоровья по линии бюджета, по линии обязательного и добровольного медицинского страхования, а также средств, получаемых от оказания медицинскими учреждениями дополнительных услуг и сопутствующей коммерческой деятельности;

- увеличение размеров отчислений с юридических лиц на цели обязательного медицинского страхования населения, предусматривая в них покрытие расходов медицинских учреждений на все виды деятельности, связанные с оказанием медицинской помощи, включая затраты на содержание учреждений и повышение заработной платы персоналу учреждений до уровня оплаты работы врачей и сестринского персонала соответствующей квалификации в развитых странах, а также затраты юридических лиц на страхование профессиональной ответственности персонала учреждений здравоохранения;

- направление финансовых средств на нужды здравоохранения из Федерального, региональных и местных бюджетов только на финансирование целевых программ (федеральных, региональных и местных) профилактики болезней и регулирования здоровья популяции;

- распределения бюджетных средств только на условиях открыто и объективно проводимых конкурсов среди российских учреждений здравоохранения и научных учреждений;

- создание предпосылок и условий для получения учреждениями здравоохранения льгот и преимуществ в получении банковских кредитов на модернизацию существующих и внедрение новых медицинских технологий.

 

3.  РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Реформирование организационно-управленческих механизмов регулирования отношений органов управления и хозяйствующих субъектов в национальной системе здравоохранения России в качестве целей рассматривает поддержку здоровой конкуренции, профилактику коррупции чиновников, профессиональную поддержку и защиту персонала системы здравоохранения и должно быть осуществлено посредством:

- разработки и внедрения государственного регистра разрешенных к применению в России медицинских технологий с предоставлением необходимых прав и возложением соответствующих полномочий на Российскую академию медицинских наук;

- создания и развертывания системы сертификации медицинских технологий (включая технологии организации помощи на догоспитальном и госпитальном этапах) на базе учреждений РАМН;

- возложения организационно-методических функций по внедрению новых медицинских технологий в учреждениях здравоохранения субъектов федерации на республиканские, краевые и областные больницы;

- пересмотра содержания процедур лицензирования юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оказанием медицинской помощи (любых форм собственности), предусматривая лицензирование собственно прав на применение технологий, включенных в государственный регистр;

- выстраивания системы управления качеством профессиональной деятельности персонала здравоохранения через соответствующие международным нормам и правилам процедуры сертификации собственно готовности персонала к различным видам самостоятельной профессиональной деятельности и лицензирования прав персонала на профессиональную деятельность в соответствии с включенными в государственный регистр медицинскими технологиями в учреждениях различных форм собственности;

- утверждения совместным решением Российской медицинской ассоциации, Российской академии медицинских наук и Минздрава РФ национального перечня медицинских специальностей (номенклатуры);

- передачи Минздравом РФ соответственно Российской медицинской ассоциации и общественным профессиональным объединениям сестринского и другого медицинского персонала полномочий на проведение сертификации готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в здравоохранении в соответствии с национальным перечнем медицинских специальностей лиц, имеющих специальное медицинское образование и подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями “Международных стандартов и руководств ИСО/МЭК в области сертификации и управления качеством”;

- обязательного страхования профессиональной ответственности юридических лиц, получивших лицензии на применение соответствующих медицинских технологий;

- обязательного страхования профессиональной ответственности физических лиц, получивших в установленном порядке сертификат специалиста.

В качестве цели, предлагаемой к разработке и внедрению системы социально-управленческих технологий Концепция рассматривает:

- управление многообразием видов самостоятельной профессиональной деятельности специалистов системы здравоохранения России и их профессиональную защиту через обеспечение соответствия уровня профессиональной деятельности специалистов требованиям ее современной организации, совместимости видов деятельности и взаимозаменяемости специалистов здравоохранения при тех или иных условиях профессиональной деятельности на основе унифицированных и легитимизированных видов профессиональной деятельности в здравоохранении и медицине на основе номенклатуры врачебных специальностей;

- содействие гражданам России, физическим и юридическим лицам в выборе медицинских учреждений и специалистов, защиту их прав как потребителей определенных медицинских услуг;

- создание дополнительных возможностей и резервов к обеспечению технологически достижимого и экономически оправданного уровня состояния здоровья населения России через управление качеством профессиональной деятельности специалистов, занятых в учреждениях.

Страхование профессиональной ответственности специалистов здравоохранения, получивших сертификат готовности к профессиональной деятельности по специальностям, включенным в Национальные перечни медицинских специальностей, носит обязательный характер и производится страховыми компаниями, имеющими соответствующую лицензию, полученную в установленном порядке.

Страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения осуществляется по правилам, утверждаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с органом федерального страхового надзора и Российской медицинской ассоциацией.

Предлагаемая Концепция регулирования профессиональной деятельности и страхования ответственности специалистов здравоохранения России предусматривает разработку и внедрение системы специальных процедур допуска к самостоятельной профессиональной деятельности, обеспечивающих защиту прав граждан России на трудовую деятельность в рамках избранной профессии и полученной специальности, защиту граждан и общества в целом от последствий неквалифицированной, непрофессиональной деятельности лиц, занятых в учреждениях здравоохранения России.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

НОМЕНКЛАТУРА ВРАЧЕБНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Решение проблем гарантированного обеспечения населения качественной медицинской помощью требует, наряду с материально-техническим и финансовым обеспечением, соответствующих форм ее организации, а также и достаточного количества квалифицированных специалистов и организаторов.

Внедрение новых экономических отношений в здравоохранении и адекватных этим условиям форм организации медицинской помощи населению, необходимость проектирования, построения и внедрения специальных технологий профессиональной поддержки и защиты специалистов требуют принципиально новых подходов к построению номенклатуры врачебных специальностей (НС).

В последние сорок лет в нашей стране под влиянием общемировых тенденций все большей технизации, диагностики, лечения и реабилитации больных, развития научных медицинских исследований и необходимости внедрения их результатов в практику здравоохранения, начался, происходил и продолжается активный процесс развития специализированных видов медицинской помощи.

Этот процесс надо рассматривать как проявление в здравоохранении универсальных процессов разделения и специализации труда и, в конечном итоге, экономии живого труда за счет все более высокой оснащенности рабочих мест машинами, приборами, аппаратами и т.д.

Процессы специализации характерны для многих сфер человеческой деятельности и обусловлены стремлением в максимальной степени использовать преимущества высококвалифицированного труда для достижения определенных, все более повышающихся стандартов качества производимых товаров и услуг.

Осознание и использование этих универсальных явлений в производственной человеческой деятельности позволили построить современные системы международной сертификации товаров и услуг, обеспечить достижение заданных стандартов качества.

Как показывает анализ и сравнение с общепринятой мировой практикой, главным недостатком действующей в России номенклатуры специальностей является отсутствие системности в построении НС, что затрудняет конкретизацию целей, задач и условий организации различных этапов додипломной и особенно последипломной подготовки врачей, делает возможной и допустимой раннюю узкую специализацию без получения предварительного общего специального последипломного образования, что существенно сужает возможности специалистов, а в условиях рыночной экономики и реальной многоукладности здравоохранения существенно ущемляет права личности, возможности обеспечения граждан работой в соответствии с уровнем образования и достигнутой квалификацией. Одновременно неправомерно повышаются совокупные и опосредованные затраты на подготовку специалистов, существенно затрудняется проведение максимально объективизированных процедур сертификации готовности к профессиональной деятельности и лицензирования прав на профессиональную деятельность.

Отсутствие системы в построении НС создает непреодолимые препятствия при формировании квалификационных требований к специалистам. Например, основанные на действующей НС квалификационные характеристики врачей-хирургов предъявляют одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам врачей, работающим как в центральной районной больнице, так и в областной или в республиканской.

Существующая система не учитывает, что различия в содержании деятельности разных категорий специалистов в пределах одной общей специальности связаны не только с разными возможностями и оснащением соответствующих хирургических отделений, но и определены различиями стоящих перед разными учреждениями целей и задач, разными технологиями, применяемыми в лечебных учреждениях районного и областного уровня и разными требованиями к должности.

Анализ существующей мировой практики показывает, что в странах с высоким уровнем развития здравоохранения и медицины, значительное внимание уделяется разработке и обновлению номенклатуры специальностей, согласованию НС на национальном и межправительственном уровнях, что позволяет эффективнее осуществлять международный обмен специалистами, добиваться более рационального использования кадровых ресурсов, а также совершенствовать как национальные программы подготовки врачей, так и системы профессионального страхования.

Для национальной и территориальных служб здравоохранения, общественных профессиональных объединений (Российская медицинская ассоциация), страховых фондов и компаний номенклатура специальностей становится методологической основой для разработки законодательных актов, регулирующих подготовку и деятельность врачей, а также методов контроля и наборов измерителей профессиональной готовности врачебного персонала к осуществлению конкретных видов профессиональной деятельности.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ  2

 

ИЗМЕРЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Методика измерения готовности специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности в здравоохранении адаптирована к принятым и реализуемым в Российской Федерации концептуальным подходам к организации подготовки специалистов для здравоохранения. Предусмотрена обязательная базовая общеврачебная подготовка каждого выпускника медицинского ВУЗа  с последующим получением в рамках последипломных профессионально-образовательных программ обучения по профилю избранной специальности и широкие возможности дополнительной подготовки по более узким специальностям (субспециальностям).

Такой “модульный” принцип профессиональной подготовки существенно расширяет возможности профессиональной адаптации специалиста к быстро изменяющимся условиям деятельности, создает необходимые предпосылки к более эффективному управлению трудовыми ресурсами системы здравоохранения.

Вместе с тем модульность и многовариантность подготовки специалистов здравоохранения требуют принципиально новых подходов к механизмам регулирования и обеспечения качества профессиональной деятельности врачей, средних медицинских работников и других категорий специалистов, занятых в здравоохранении.

В связи с этим очевидна необходимость принципиальных изменений содержания и организации специальных процедур признания прав и допуска специалистов здравоохранения к самостоятельному осуществлению тех или иных видов профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Такими процедурами являются: сертификация готовности к самостоятельной деятельности и лицензирование собственно прав на различные, санкционируемые государством виды деятельности в медицине и здравоохранении.

Внедрение процедур сертификации и лицензирования требует разработки и применения объективных методов измерения профессиональных качеств сертифицируемых и лицензиатов.

В соответствии с принятыми в России традициями, сложившейся мировой и отечественной практикой разделения труда специалистов, занятых в сферах управления, охраны здоровья граждан и, в том числе, их санитарно-эпидемиологического благополучия, врач и приравненный к нему по виду и характеру труда специалист выполняет следующие профессиональные функции: аналитическую, конструктивную, технологическую, коммуникативную и экономическую.

Поскольку в качестве главного условия решаемой управленческой задачи является управление и измерение составляющих самостоятельной профессиональной деятельности специалистов, то при описании содержания отдельных функций специальности с учетом принятых в дидактике принципов и понятий предполагается в пределах как базовой, так и дополнительных специальностей овладение работником каждой составляющей части профессиональной деятельности на уровне “умения-творчества”, то есть умения применять имеющиеся навыки и алгоритмы профессиональных действий в совершенно новой, незнакомой ситуации и обстановке.

 

Copyright © 1999-2019 РМА. 125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12

E-mail: rmass@yandex.ru
Разработка и поддержка "Петербургский сайт"