|
|||
«Врачебная газета»"Врачебная Газета" основана Пироговским движение врачей России в 1893 г. Ранее газета являлась печатным органом Российской Медицинской Ассоциации, а с декабря 2011 года получила вторую "цифровую" жизнь - в виде онлайн-издания на glavmedinfo.ru. Список основных целей и задач издания состоит из следующих пунктов: 1. помощь врачам в профессиональной деятельности, 2. совершенствование здравоохранения, 3. восстановление высокого гражданского и экономического статуса врачебной профессии. * * *
Ну и дела! Здоровенная телега впряжена впереди большой лошади. (О Госпрограмме развития здравоохранения до 2020 г.) Случилось то, что случилось. Пять лет, дожидаясь от Минздравсоцразвития РФ новой Концепции развития здравоохранения, мы дождались Госпрограммы. Каждому мало – мальски образованному человеку понятно, что любая программа является реализацией какой-то концепции. А любая концепция есть воплощение политического императива. Начнем с обратного. До сих пор никто не сказал, какую систему здравоохранения создает наша изменившая вектор своего развития страна. Вариантов всего четыре: государственную, государственно-частную, частно-государственную или частную. Крайние варианты отпадают, поскольку никто в мире к этому не стремится, и создать не может по определению. Остается два варианта. По мнению многих экспертов в настоящее время наша система здравоохранения, безусловно, относится к частно-государственной, если за основу рассуждений принять долю прямых платежей из личных средств населения за оказанную медицинскую помощь (законных - «через кассовый аппарат» и противозаконных, криминальных, коррупционных, неучтенных – «в карман»). Эта величина составляет более 60%, но никто не знает, сколько точно, насколько больше. К сведению, только в самых отсталых из развивающихся стран эта величина превышает 53%, а в самых богатых странах она составляет 20 – 24%. Государственно-частная система здравоохранения предусматривает как основу государственный сектор (профилактика, диспансеризация, медицинская помощь в родах и при неотложных состояниях, травмах, отравлениях, острых инфекционных и соматических заболеваниях, онкологических, социальных болезнях, для детей, пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан), и частный сектор, но в объемах, которые доступны населению по уровню благосостояния, по потребности, по разумной целесообразности, т.е. по Конституционным обязательствам и социальной ответственности государства, по подписанным международным обязательствам в области прав человека, по гуманистическим принципам современного развития общества. Фактически признав свою интеллектуальную импотенцию, предъявлением вместо Концепции Госпрограммы, Минздравсоцразвития РФ признало и другое – свою грубейшую ошибку категорического и совершенно непонятного, невыгодного для государства, идущего вразрез с тенденциями мирового развития процесса - отказа от диалога с медицинской общественностью страны, с создавшимся на VIII (XXIV) Всероссийском Пироговском съезде врачей (2011 г.) объединением более 20 профессиональных медицинских ассоциаций (Пироговским движением врачей России), в состав которых входят крупнейшие ученые страны, управленцы (менеджеры), великопытнейшие врачи практики. Совершенно непонятно, почему штаб отрасли отказался от своих «генералов», «полковников» и «лейтенантов», предпочитая «интендантов»? Никогда еще обоз не выигрывал сражений! И это, последнее, понятно министру г-же Т.А. Голиковой, которая, безусловно, хороший специалист в области финансов, безусловно, замечательный менеджер, да пусть простит она автора без обиды, но не врач, простите, не может в полной мере понимать тонкостей отличий паратонзиллита от парапроктита. Это понятно и Президенту, и премьер-министру страны, для которых необходимо срочно решать проблему здоровья населения. Чтобы повысить производительный потенциал страны, поднять экономику, что могут сделать только физически, интеллектуально и нравственно здоровые граждане? Возникает вопрос – зачем два года тому назад при Минздравсоцразвития РФ была создана состоящая из «звезд» на медицинском небосклоне замечательная группа по разработке Концепции развития здравоохранения? Почему эти «звезды» ничего путного не сделали? А, если сделали, то где все ими сделанное? В Госпрограмме? Иссяк интеллектуальный медицинский потенциал России? Да, такого просто не может быть, если перечислить все имена и высочайшие научные степени и звания! Возникает вопрос – почему более 10 лет Минздравсоцразвития РФ не рассматривает созданный Пироговским движением врачей России уникальнейший документ, не отрицающий, а дополняющий клятву Гиппократа (односторонний договор) Медико-социальную хартию Российской Федерации (трехсторонний договор между врачами, государством и пациентами)? Почему Минздравсоцразвития не рассматривает Концепцию государственно-общественного управления здравоохранением, одобренную Пироговскими съездами врачей, в создании которой принимали участие крупнейшие ученые в области управления здравоохранением? Почему не поддерживает проект создания единого информационно-коммуникационного медицинского пространства страны, в том числе издания бесплатной для врачей Врачебной Газеты? Почему ни одно из решений восьми (!) Пироговских съездов врачей не рассматривалось, и ни одна выверенная профессиональная рекомендация не реализована? Очень много такого рода вопросов. Слишком много… Наверное, именно поэтому громадину-телегу впрягли впереди больной лошади – нашего истерзанного экспериментами здравоохранения, создали Программу без Концепции и Политического императива. Это неправильно с позиций системного мышления и элементарной логики. Возможно, имеет смысл сформулировать наш медицинский «рецепт» новому Президенту великой Державы – России, несмотря на то, что мы - врачи должны быть вне политики, но политика, увы, влияет на наши возможности исполнять надлежащим образом свой профессиональный долг. Предлагаю обсудить! 18 января 2012 года. Главный редактор "Врачебной Газеты", профессор
Георгий Комаров. * * * Перспективы применения «Облачной» технологии в последипломном медицинском образовании Проф. Г.А. Комаров, проф. Е.Ф. Архангельская,канд.мед.наук, доц. С.Г. Комаров Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, правоведения и информатики Института повышения квалификации ФМБА России Реформирование и модернизация системы здравоохранения в Российской Федерации предусматривают приоритетное решение двух принципиально важных вопросов: повышение качества медицинской помощи населению и формирование социально ответственного поведения медицинских организаций и медицинского персонала. Повышение качества медицинской помощи предусматривает, прежде всего, решение вопросов обеспечения структурного качества. На первом этапе, возможно, с сохранением института контроля качества, но в последующем, безусловно, с ориентацией на экспертизу обеспечения качества. В понимание структурного качества входит совершенствование базы медицинских организаций, управления ими и ресурсного обеспечения, и вторая компонента повышение уровня профессиональной подготовки врачей и медицинских сестер на основе непрерывного последипломного образования современными методами и технологиями. Взаимосвязанной приоритетной проблемой является формирование социально ответственного поведения организаций и специалистов для обеспечения устойчивого развития в соответствии с международным стандартом ISO 26000 Социальная ответственность организации (декабрь 2010 г.), которым рекомендуются фундаментальные принципы и правила социальной ответственности (уважение прав человека, главенство законов, приоритет прав потребителей, добросовестные практики, борьба с коррупцией, ответственность за качество продукта и охрану окружающей среды, справедливые трудовые отношения, достойная оплата труда и др.) Все остальное в процессе реформирования носит второстепенный, второочередной или соподчиненный характер. В том числе и вопросы финансового обеспечения, развитие высокотехнологичных и соответственно высоко затратных видов медицинской помощи, которые, к сожалению, приобрели приоритетный характер при недооценке просвещения населения и последипломного образования специалистов, профилактики и первичной медико-санитарной помощи, без успешного решения которых невозможны позитивные изменения качественного уровня здоровья населения, снижение заболеваемости и смертности, уменьшение потребности в дорогостоящих видах медицинской помощи, сокращение общественных затрат и потерь. Особое место занимает проблема непрерывного последипломного накоп-ления профессиональных знаний. Частным, но достаточно убедительным ин-дикатором происшедшей девальвации ценности знаний является изменение пропорций в оплате труда тех, кто учит, и тех, кого они учат. До девяностых годов прошлого века соотношение составляло, соответственно, 4 : 1, т.е. труд профессора оплачивался вчетверо выше труда врача. В настоящее время эта пропорция составляет 0,3 – 0,5 : 1, т.е. труд профессора оплачивается вдвое или втрое ниже труда врача. Коэффициент девальвации ценности знаний, та-ким образом, составляет 8 – 10 и более раз, если не принимать во внимание других показателей, большей частью не имеющих числового выражение, но от этого не менее значимых. Поэтому не удивительно, что уровень несоот-ветствия знаний реальной потребности в них принял в здравоохранении России масштабный характер и требует приоритетного решения. Это одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что пополнение знаний происходит дискретно периодически с недопустимо большими интервалами – один раз в пять лет (усовершенствование, сертификация, аттестация), тогда как меди-цинские технологии совершенствуются вдвое и втрое более быстрыми тем-пами, в результате чего практическая потребность в непрерывном образова¬нии возросла в десятки раз. Третья проблема – кто, где, чему и как учит. Автор располагает достоверными данными о фактах грубейших дефектов в по-следипломном образовании, например, лекции по кардиохирургии на соот-ветствующем сертификационном цикле усовершенствования читаются про-фессором, рука которого ни одного раза в жизни (!) не касалась органов грудной клетки. Имеются не единичные факты, когда профессор, читающий лекции слушателям последипломного образования, не может самостоятельно включать компьютер, не говоря о пользовании Интернетом и работе с про-стейшим графическим редактором MS PowerPoint для подготовки презента-ций. Усовершенствование проводится на кафедрах и в образовательных цен-трах каким-то непонятным образом лицензированных, где нет ни одного профессора и доктора наук. Все это тоже грани девальвации ценности знаний в целом в обществе и в здравоохранении в частности. Все эти несуразности переходного периода в развитии государства и здравоохранения, безусловно, через какое-то время исчезнут, поскольку универ-сальные законы развития предусматривают самоочищение от уродств и ар-тефактов, но упущенное время оставит на много десятилетий плохое насле¬дие, если не будет восстановлен в самое ближайшее время долженствующий статут знаний как высшей общественный ценности. Достичь этого можно только одним способом – немедленно приступить к реформированию обра-зования, к восстановлению лучших традиций и технологий отечественной школы и к восприятию всего нового, передового, высокоэффективного созданного в других странах. Уже много лет у нас ведутся дискуссии о целесообразности перехода на систему накопительных образовательных кредитов для того, чтобы последи-пломное образование сделать не прерывисто-дискретным, а непрерывным. Но зачем об этом спорить, если в крупнейших и эффективно развивающихся странах в разных частях света эта система существует, четко отработана, обеспечивает высокую результативность? Видимо, пора признать, что надо не спорить, а внедрять. Как можно скорее. Столь же длительно ведутся дискуссии о том, надо или не надо теоретиче-ские разделы программ последипломного усовершенствования переводить на дистанционные методы и самостоятельное изучение. При всем понятном и известном, что самой неэффективной формой изучения теоретических во-просов является лекция. Из Владивостока лететь в Москву, чтобы ознако-миться с проектом новой Концепции охраны здоровья населения или с пато-генезом глаукомы, наверное, нецелесообразно и дорого. Специалист может сам с ними разобраться. А вот разобраться с тем, что произойдет или не про-изойдет, к каким последствиям приведет отмена субсидиарной ответственно-сти государства в бюджетных медицинских организациях, когда все лечебно-профилактические учреждения будут преобразованы в новые организаци¬онно-правовые формы (казенные, бюджетные и автономные), а субсидиарная ответственность останется только в казенных, число которых будет состав¬лять только 5 – 7% от общего числа, без опытнейшего преподавателя в об¬ласти управления здравоохранением будет очень сложно. К нему будет мно¬жество вопросов у слушателей. Уже много лет Интернет позволяет образовательный контент по теорети-ческим вопросам программ последипломного усовершенствования предос-тавлять обучающимся на этапе предцикловой самоподготовки, тем самым существенно сокращая очную часть циклов и продолжительность отвлечения специалистов от работы. Существующий образовательный стандарт ограни-чивает такую возможность универсально, т.е. без учета специальности и удельного веса теоретических разделов в программах усовершенствования. Но стандарт – это не догма. Его можно изменить в любое время. К тому же стандарт по определению носит рекомендательный, а не обязательный харак-тер, и учебные заведения по последипломному образованию с достаточной аргументацией и по решению Ученых советов могут еще одну часть про¬грамм преобразовать в дистанционные, в вэбинары. Каждый зачисленный на обучение слушатель в режиме «вэбдваноль», пользуясь предоставленным ключом (кодом), может входить (предварительно зарегистрировавшись – контроль) в заранее известное время в Сеть и на своем персональном компь-ютере на рабочем месте или дома смотреть и слушать лекцию. Для этого тоже не надо расходовать средства и время на поездку в другой город. А что тогда остается на очную часть цикла последипломного образования? Обзорные и проблемные лекции, круглые столы, брейн-сторминги, кон-сультации, а для клинических специальностей, образно говоря, стояние у операционного стола вначале ассистентом, а затем оперирующим хирургом, которого страхует в качестве ассистента и продолжает обучение опытный преподаватель-клиницист, заключительное компьютерное тестирование для оценки знаний, собеседование или экзаменационные испытания, и торжест-венное вручение Свидетельства (диплома) об усовершенствовании и Сертификата специалиста. Казалось бы, все очень просто и понятно. Колоссальная экономия средств и времени, рациональность, удовлетворенность специалистов и преподавателей, достижение высокого качества педагогического процесса, доступность, и полная техническая готовность. Чего не хватает, чтобы эту систему немед-ленно внедрить? Что мешает? Мешают три обстоятельства. Первое: чиновники от здравоохранения и от образования не хотят перемен или не могут работать в условиях динамично меняющихся принципов работы и новых технологий. Второе. Сами обучаемые специалисты предпочитают пассивное потреб-ление знаний самостоятельной работе по их получению. Третье. Преподаватели (профессора, доценты, доктора и кандидаты наук), получая оплату за свой труд втрое (!) меньше уборщицы в метро (позор для великой Державы!) рассуждают по принципу «вы делаете вид, что достойно оплачиваете мой труд, я делаю вид, что учу». Абсурд и тупиковость сложившейся ситуации не требуют комментариев. И это в важнейшей составляющей реформенных преобразований системы здравоохранения, в сфере не услуг, как нас пытаются старательно убедить в этом, а на самом деле в сфере государственной безопасности и жизнеобеспе-чения, от которой зависит не только демографическая ситуация, но и произ-водительный потенциал страны. Мы не успели толком перейти к новым Интернет-технологиям дистанци-онного последипломного образования, которые в мире теперь стали называть небезосновательно «традиционными», как появились новые… Все предшествующее является расширенной преамбулой к предмету настоящей публикации. Возможно, она получилась слишком большой, но без этого сложно было бы перейти к новой технологии последипломного медицинского образования, освоение которой началось на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, правоведения и информатики ИПК ФМБА России – к «облачной» технологии, что, как нам представляется, в стране осуще-ствляется впервые. В виртуальном интернет-пространстве можно создать виртуальное «об-лако», в котором разместить одно или несколько (множество) «зеркал», в ко-торых будет отражаться виртуальный контент образовательных программ последипломного усовершенствования по любой медицинской специально-сти. Ресурс для этого может быть предоставлен WWW.BUMP.RU – WWW.GLAVMEDINFO.RU в рамках реализации концепта по созданию кол-ла¬борационной информационно-коммуникационной врачебной сети Рос¬сии. Каждый врач уже сегодня, предъявив по электронной почте по указан¬ному на приведенных брендах адресу электронной почты копию своего ди¬плома, а студенты-медики зачетной книжки, может совершенно бесплатно получить пароль доступа, зарегистрироваться и принимать активное участие во всех проектах, в том числе и в образовательном – «облачном». Предвидя критику «продвинутых» специалистов в области «вэбтриноль» и коллаборационной фильтрации, инициаторы и авторы проекта заявляют об «эмбриональной» стадии его, а потому испытывают потребность не только в критике, но и в готовности оппонентов к сотрудничеству, к добровольному вхождению в команду разработчиков проекта. Никто не будет забыт, и ничто не будет забыто. Ситуация приобретает такой же характер, как налаживание собственного производства ноутбуков, когда весь мир уже переходит на создание планше-тов-андроидов четвертого поколения с полноценным программным обеспе-чением. Видимо, надо признать, что мы «прозевали», пропустили еще один этап модернизации последипломного образования, и нам не надо с большими усилиями стремиться форсировать его прохождение, теряя на этом время, еще больше раздвигая края образовавшейся пропасти отставания. Надо сразу браться за те технологии, которые только-только появляются, и приложить усилия к тому, чтобы в их разработке наш вклад был хотя бы достойным, ес-ли не получится стать лидерами. ОТЛИЧИЯ «ОБЛАЧНОЙ» ТЕХНОЛОГИИ ОТ ТРАДИЦИОННОЙ Приведенные на схеме принципиальные отличия «облачной» технологии от традиционной дистанционной Интернет-технологии создают иллюзию большой простоты, но на самом деле эта технология гораздо сложнее для освоения и последующего применения. Она имеет такое большое число преимуществ и создает такие большие перспективы для последипломного образования, обеспечивает такую высочайшую экономическую и педагогическую эффективность, что трудно перечислить все преимущества, но можно среди них выделить главные. Что дает «облачная» технология преподавателям? Работу не языком, а преимущественно мозгами. Свободу и простор для творчества и поиска. Ведение педагогического процесса без привязки к месту расположения компьютерной системы для передачи знаний (из рабочего кабинета, из дома, с дачи, находясь в зарубежной командировке, в библиотеке). Возможность динамично менять, дополнять, усовершенствовать контент лекций и практических занятий. Непосредственный дистанционный контакт с каждым слушателем. вторских) «зеркал» в кафедральном «облаке» и даже собственного «облака». Возможность краудсорсингом определять и создавать передаваемый через «облачные зеркала» контент, максимально полно отвечающий потребностям большинства обучаемых. Большую удовлетворенность своим трудом, радость от своего труда и труда всей образовательной команды. Возможность зарабатывать в несколько раз больше. Что дает «облачная» технология слушателям? Возможность непрерывного очно-дистанционного пополнения знаний. Обучение без отрыва от выполняемой работы. Возможность выбора необходимого образовательного контента. Возможность получения знаний в любых условиях (на рабочем месте, дома, на даче, в командировке, на отдыхе в санатории или, образно говоря, на лужайке). Простота коммуникаций с преподавателем в процессе обучения (компьютер, ноутбук, планшет-андроид, мобильный смартфон). Сокращение расходов на проезд к месту обучения, на гостиницу и пр. Возможность добровольной постфактумной (благодарственной) оплаты труда преподавателей за полезный объем полученных знаний в доступных размерах. В комментарии нуждается, пожалуй, только последнее. Новая экономика будет строиться на этом принципе переход от предоплаты к постфактумной оплате. Потребитель (обучаемый) добровольно (!) оплачивает не все, а только уже полученные новые и полезные знания в приемлемых для себя размерах. Это стимулирует преподавателя создавать такой контент, в котором будет как можно больше востребованного, нового, полезного для обучаемых и, соответственно, более высоко оплачиваемого. Принцип построен на идущей из глубины веков и прочно сидящей в наших генах потребности в отблагодарении. Если вам подарили что-то, то считается неприличным, недостойным, предосудительным безответность и необходимым должным образом и достойно ответно одарить. При этом вы стремитесь к равноценному или немного большему ответному дарению. Но есть сравнительно новое явление, получившее название в просторечии укоренившееся «халява» (научного аналога этому определению не существует). Не будет ли происходить так, что преподаватель останется таким же нищим, какой он сейчас, затрачивая вдвое и втрое больше сил и времени на новую технологию? Неотблагодаренным. И вот тут становится понятным, для чего «облачные» образовательные технологии предполагается развивать через совместный проект Пироговского движения врачей России на платформе glavmedinfo.ru. На «зеркалах» образовательных «облаков» будет отражен только реферат-контент, который будет доступен всем, но за ним под защитой будет наиболее ценный расширенный (полный) контент. Ключ (пароль) к этому контенту получает абсолютно бесплатно каждый зарегистрировавшийся член своеобразного клуба коллаборативной информационно-коммуникационной системы. И каждый его контакт с «облачным зеркалом» фиксируется и идентифицируется системой. А дальше все очень просто. Недобросовестный потребитель образовательного контента, нарушающий клубные правила взаимного благодарения, попадает в «черный список», и через какое-то время обнаруживает отказ системы предоставить ему сменившийся ключ (пароль) для пользования расширенным (полным) контентом. И вынужден будет довольствоваться только реферат-контентом, т.е. своей неблагодарностью жестоко накажет сам себя. Со временем придет понимание того, что, чем более достойны размеры отблагодарения создателей образовательного контента и преподавателей, передающих знания через «облачное зеркало», тем лучше, содержательнее, глубже и полезнее становится контент. Эта технология имеет название коллаборативной фильтрации. Внедрение «облачной» технологии позволит не просить унизительно у государства улучшить оплату труда профессоров, доцентов, преподавателей, а без участия государства сделать ее более чем достойной и справедливой, а сам образовательный процесс высокоэффективным, что позволит решить одну из важнейших возникших проблем в здравоохранении повысить уровень профессиональной подготовки врачей и руководителей (менеджмента) медицинских организаций, что найдет свое отражение на качестве медицинской помощи, на повышении производительного потенциала общества. И тогда социально ответственное государство оценит «подарок» коллаборативной профессиональной медицинской информационно-коммуникативной сети, избавившей его от целого комплекса затратных и сложно разрешаемых проблем, и у него возникнет потребность в отблагодарении, т.е. в государственной поддержке того «облачного» проекта, который описан выше с намеренно опущенными трудностями, неопределенностями, препятствиями и издержками, которых будет ничуть не меньше, чем приведенных выше достоинств и перспектив. Реку не перейдет опасающийся вступить в воду. И у никуда не плывущих не бывает попутного ветра. 10 январь 2012 г.* * * Уважаемые коллеги! Мы, врачи России, создали элитный закрытый врачебный клуб в Интернете, в который приглашаем вступить всех, кому небезразлично будущее нашей замечательной профессии, в том числе и врачей из всех других стран. Мы восстанавливаем лучшие принципы и традиции Пироговского движения врачей, стремимся к объединению всего врачебного сообщества, чтобы стать мощной и влиятельной силой, единой профессиональной корпорацией, сословием, достойным лучшего отношения к себе в обществе. На платформе www.glavmedinfo.ru уже существует "Врачебная Газета", а в перспективе планируется создание мощного образовательного портала, медицинской биржи труда, юридического консалтингового портала, электронной медицинской библиотеки, медицинского мемориала и ряда других проектов, но главная задача – это создание единого врачебного коллаборационного информационно-коммуникационного медицинского пространства. Участие в клубе возможно только для врачей и студентов медиков (в этом закрытость проекта). Регистрация и получение персонального кода доступа (пароля) осуществляются по электронным копиям дипломов или зачетных книжек (для студентов), направленых по адресу: diplom@ glavmedinfo.ru" Членство и последующее потребление контента абсолютно бесплатны! Мы ни от кого и никогда не будем принципиально принимать никакой помощи и поддержки (особенно денежной), пока не будем убеждены в том, что они носят благодарственный и совершенно бескорыстный характер. Мы будем открытыми для любых мнений и взглядов, если они будут выраженными в достойной и приличествующей нашей профессии форме, конструктивными по сути, интересными для врачей, не будут содержать саморекламы и пиара, но фотографии, расширенные резюме членов клуба (по их желанию), научные и практические статьи, авторефераты диссертаций, аннотации монографий, интересные клинические наблюдения, полемические заметки, рецензии, отзывы, письма к коллегам публиковаться будут без всяких ограничений числа и объема. Мы будем добиваться также того, чтобы электронные публикации были признаваемыми ВАКом при защите кандидатских и докторских диссертаций. Вступая в наш элитный закрытый врачебный клуб, подумайте над тем, какой свой вклад, что нового в его работу можете внести, что полезного и интересного можете предложить коллегам для совместного обсуждения и практического применения в научной, организационной и клинической работе. Пироговское движение врачей России - GLAVMEDINFO.ru Главный редактор "Врачебной Газеты" профессор Г.А. Комаров. * * * С Л О В О Уважаемые Коллеги!
В одну и ту же реку не входят дважды. И я дал себе слово больше никогда не возвращаться во вторую свою профессию – медицинскую журналистику. Возможно, кто-то еще помнит главного редактора «Медицинской Газеты», потом выходящей пять лет на шершавой бумаге первой в стране бесплатной для врачей «Врачебной Газеты» профессора Георгия Комарова. Это были удивительные времена, когда мы думали, что никогда не угаснет вера во врачей, что здоровье людей всегда будет для государства первостепенно важной задачей… Вхожу в эту реку третий раз. Призвало Пироговское движение врачей России. Судьба? Или профессиональный долг, а, может быть, совесть? Не могу разобраться, но вновь вхожу в реку, теперь уже точно не зная, куда она течет, и в какое море впадает, или в песках исчезают ее струи. Вхожу, понимая, что эта неоплачиваемая должность ничего хорошего мне не принесет. Одно лишь только будет совершенно точно – возможность общения с коллегами. Возможность проверить правильность своих суждений, которые редко нравились начальникам и сильным мира сего. Возможно, и теперь не понравятся тоже. Что делать, видно такая судьба… Пироговское движение врачей России и Главмединфо создали большой проект - портал-бренд «Врачебная Газета», который делает свои первые шаги. Опубликованы первые десятки статей. И нет пока устоявшихся и имеющих какую-то концепцию рубрик. Нет редакционного портфеля. Нет большого авторского коллектива. Нет средств, чтобы оплачивать труд сотрудников редакции. Все предстоит создать, а на это потребуется немало времени. Для этого потребуется, чтобы появилась читательская аудитория численностью хотя бы в сотню тысяч человек. Я подожду, мне торопиться уже некуда. Я буду накапливать знания, научные данные, информацию, вести хронику развития врачебного самоуправления для будущего доктора Дарьи Константиновны Комаровой – пока студентки и ее коллег. И передам ей прослуживший мне пятьдесят лет фонендоскоп и изрядно стершуюся врачебную печать. Во имя этой связи времен и поколений, чтобы не прерывалась нить Ариадны, чтобы не было стыдно перед учителями, многих из которых уже нет. Для этого я вернулся, а еще для того, чтобы не только читать лекции, но еще и писать, служить профессии всем, чем могу служить. Дорогие и уважаемые Коллеги! Сейчас нет более важной для нас всех задачи, чем восстановление единого медицинского информационного пространства. И это не самоцель, а лишь путь к объединению в единую семью, в сильную, влиятельную врачебную корпорацию под эгидой Пироговского движения врачей России. Нам никто не поможет, если мы сами не создадим наш элитарный профессиональный врачебный клуб, где будем общаться, спорить, искать, помогать друг другу и служить своим пациентам. Для этого нужно всего лишь отправить электронную копию своего врачебного диплома или зачетной книжки для студентов по адресу diplom@glavmedinfo.ru и получить персональный пароль для вхождения бесплатно в самый большой в будущем клуб. Успехов и удачи вам, Коллеги! Главный редактор «ВГ», доктор медицинских наук, член-корр. РАЕН, профессор, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей России Георгий Комаров * * * Элитарная или для всех?
Уже на этапе подготовки к запуску проекта «Врачебная Газета» в форме самостоятельного бренда в рамках реализации совместного большого проекта Пироговского движения врачей России и Главмединфо возник ряд вопросов, число которых на этом, думаю, не ограничится. И это естественно, поскольку концепция бренда еще только разрабатывается. Отвечу на некоторые самые важные вопросы. Первое – да, предполагается создание «газеты не для всех», а своего рода элитарной, клубной – только для врачей и, наверное, отчасти для продвинутых медицинских сестер, подтвердивших свое отношение к клубу при регистрации копией диплома. Почему? Потому, что мы реализуем идею коллаборативной фильтрации (кому неизвестно что это такое, посмотрите в Интернете). Для чего? Чтобы сделать газету высокопрофессиональной для специализированной читательской аудитории, в которой детские повествования о «такой хорошей гинекологине Нине Трофимовне Имярек из Светлопутской ЦРБ» не проходят, поскольку есть проблемы, над которыми надо думать всем вместе, крепко думать, и безотлагательно. Второе – да, газетой будет осуществляться реализация еще более крупной задачи – краудсорсинга (кто не знает, тоже в Интернете почитайте), но особого вида. Создание пула думающих волонтеров из числа клубной врачебной элиты без разделения по степеням и званиям для brain storming 'ов. С какой целью? Для поиска ответов на извечные российские вопросы: почему, кто виноват, что делать(???), но применительно к здравоохранению, и только профессионально, хотя от политики при этом совсем, увы, не уйдешь. Третье – да, на первом этапе придется идти по варианту «вебдваноль» вынужденно, пока создаваемый газетой читательский элитарный клуб не созреет для «вебтриноль» (кто не знает разницы, читайте в Интернете). Четвертое – да, вначале газета целенаправленно будет «рыхлой» и «малосистемной», поскольку принадлежит не фильтрующему информацию главному редактору, не Пироговскому движению врачей России, деятельность которого будет освещать добросовестно и подробно, и не Главмединфо, имеющему свои интересы, а создаваемому элитарному читательскому клубу и будет отвечать его перцепциям и информационным потребностям. Со временем часть рубрик «умрут», светлая им память, другая часть возникнет, vivat ! Пятое – газета будет сильно отличаться от своих бумажных и электронных сестер и от журнальных собратьев тоже. Честно говоря, потому и взялся за проект, чтобы по формату и содержанию сделать нечто новое, чего еще не было в Сети. Не из стремления к оригинальности и персональному PR , в котором уже давно не нуждаюсь, а потому, что единое информационное пространство России (и не только России со временем!) является целью проекта. Без него и у Пироговского движения врачей, и у Главмединфо ничего хорошего не получится с совместным большим проектом. Если бренд газеты получится - аплодисменты, а, если не получится, сам тихо уйду… Шестое – как быть с влиянием? Не знаю… Думать надо. Есть два варианта: а) «запаролить» часть рубрик для доступа только членам клуба, а часть сделать «для всех»; тогда можно будет обеспечить влияние и «вверх» - на власть, и «вниз» - на пациентов, сохраняя газету высокопрофессиональной, но шила в мешке не утаишь – пароли теряются, дарятся, выдаются и покупаются, б) создать еще один одноименный с таким же имиджем и дизайном сайт, портал или бренд – «для всех», и в него закачивать часть информации из клубного. Возможно, есть какой-то третий вариант. Седьмое – будет ли создана профессиональная редакции? Да, но не сразу, поскольку за хорошую журналистскую работу надо платить хорошие деньги, а их пока нет. Откуда возьмутся? Тоже новая идея есть: члены клуба платят, но не так, как это у нас вообще в стране принято – вначале деньги, а потом товар (информация), а наоборот, post factum , вначале информация, а потом деньги, и добровольно, на совесть, кто сколько посчитает справедливым и для себя приемлемым. На «хи», т.е. «халяву информационную» отвечаю - читайте книгу «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка» Александра Долгина (выложена в Интернете, скачивается бесплатно). Десятка, сотня рублей – это сегодня для врача не проблема, а при тысячах членов клуба у редакции будут деньги и для того, чтобы себя прокормить, и, главным образом, для того, чтобы газету сделать более высоко информативной, более полезной и более влиятельной. К тому же и новые менеджеры медицинских организаций от своих щедрот тоже что-то будут перечислять на счет, имея в виду влияние газеты на качество медицинской помощи, а, стало быть, и на свой корпоративный рейтинг, и на доходы. Восьмое – да, «никовые» публикации тоже будут, но поначалу после главредовской фильтрации, «псевдонимические» тоже, но, как сказал на IV Всероссийском Пироговском съезде врачей в 2001 году последний архиятр России генерал-полковник медицинской службы, ныне еще и священник, академик Юрий Шевченко, уже «пора выходить из казармы», приходит пора говорить правду, не скрывая своих имен, поскольку «процесс пошел». К краю… Главный редактор "Врачебной Газеты" профессор Г.А. Комаров. 14 декабря 2011 года. * * *
Врачебная Газета
ПЕРВЫЕ ИТОГИ VIII (XXIV) ВСЕРОССИЙСКОГО ПИРОГОВСКОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ.
Интервью с двумя инициаторами возобновления традиции российских медиков -
Пироговского движения врачей. Где третий?
Вице-президент Российской медицинской ассоциации, к.и.н., доцент Елена Злодеева
26 ноября 2011 года.
|
|||
Copyright © 1999-2019 РМА. 125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12 E-mail: rmass@yandex.ru Разработка и поддержка "Петербургский сайт" |