|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийское Медицинское ОбсуждениеВСЕРОССИЙСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРВЫЙ ЭТАП «РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ЕГО ЭКСПЕРТАМИ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВРАЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ» Саркисян А.Г. – президент Российской медицинской ассоциации Пиддэ А.Л. - вице-президент Российской медицинской ассоциации Злодеева Е.Б. – вице-президент Российской медицинской ассоциации
Цель исследования - анализ оценки врачами хода и результатов процесса модернизации системы здравоохранения. Основные задачи исследования: 1. Изучение степени информационного обеспечения преобразований в системе здравоохранения и информированности медицинского персонала о ее сути. 2. Изучение отношения врачей к процессам, происходящим в здравоохранении. 3. Согласование роли Российской медицинской ассоциации в процессе реформирования системы здравоохранения. 4. Выявление намерений медицинской общественности на ближайшую перспективу. Материалы для исследования получены в период с апреля по июнь 2005 г. от врачебных коллективов из 58 субъектов Российской Федерации (Республики Алтай, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург), представляющие Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа Российской Федерации. Представительство респондентов, принявших участие в опросе, позволяет определить территориальный статус исследования как всероссийский. Авторы надеются, что результаты проведенного Российской медицинской ассоциацией Всероссийского медицинского обсуждения будут полезны всем руководителям и аналитикам Министерства здравоохранения и социального развития РФ, подведомственным ему федеральным органам исполнительной власти, органам управления здравоохранением субъектов РФ, научным работникам, социологам, практическим врачам и вызовут не только теоретический и познавательный, но и прикладной интерес в качестве информационной базы для принятия взвешенных и ответственных управленческих решений в сфере здравоохранения на различном уровне. Авторы выражают искреннюю благодарность всем врачам, принявшим участие во Всероссийском медицинском обсуждении. I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБСУЖДЕНИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ) Анализ участников Всероссийского медицинского обсуждения позволяет сделать вывод о том, что в исследовании принимали участие врачебные коллективы медицинских учреждений различных видов и организационных форм. Самую многочисленную группу респондентов (46,3%) составили врачи, работающие в центральных районных больницах. Значительное число респондентов работают в городских больницах, высших медицинских учебных заведениях и амбулаторно-поликлинических учреждениях (13,8, 9,9 и 8,1% соответственно). Менее всего врачей (0,3%) было занято в сельских больницах и амбулаториях. Таблица 1Распределение респондентов по месту работы
Наибольшее количество врачей, принявших участие во Всероссийском медицинском обсуждении, проживает на территории г. Москвы (11,1%), Краснодарского и Красноярского краев (8,4 и 6,3% соответственно) и Ростовской области (5,0%). Менее всего представленными оказались Архангельская (0,1%), Вологодская и Иркутская области (по 0,2% от каждой) и Хабаровский край – 0,2%. II. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ВРАЧАМИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ При ответе на вопрос о степени информированности о предстоящей реформе здравоохранения выяснилось, что только 11,4% опрошенных врачей полностью информированы о ее сути и предполагаемых результатах в полном объеме. 69,8% врачей считают, что они информированы лишь частично, по отдельным вопросам реформирования отрасли. И каждый пятый респондент (18,8%) признал, что он вообще не располагают никакой информацией по данному вопросу. При этом информированными в полном объеме и по всем аспектам реформы считают себя врачи всего из 9 субъектов РФ: Республики Хакасия (1,0%), Ханты-Мансийского автономного округа (0,6%), Белгородской (3,3%), Иркутской (0,2%), Калужской (0,1%), Нижегородской (0,4%) и Тамбовской (1,9%) областей, а также городов Москва (2,0%) и Санкт-Петербург (1,9%). Вариант ответа «информированы по отдельным направлениям реформ» чаще всего выбирали респонденты из Краснодарского (8,4%) и Красноярского (6,3%) краев, г. Москвы (7,1%), Ростовской области (5,0%) и Республики Саха (Якутия) – 4,3%. Наибольшее количество врачей, отметивших вариант ответа «не информированы», проживают в Республике Татарстан, Свердловской области, г. Москве и Калужской области (3,7, 2,9, 2,0 и 1,9% соответственно). Реже такой вариант ответа выбирали медики из Астраханской и Тверской областей РФ (по 0,1%). В целом, большинство респондентов из различных регионов РФ (кроме Республики Хакасия, Ханты-Мансийского автономного округа, Белгородской, Иркутской и Тамбовской областей) считают, что степень информированности врачей о сути предстоящей реформы неудовлетворительна, так как в 69,8% случаях имеющиеся сведения о ней отрывочны, неполны и несистемны. 18,8% медиков из 17 субъектов России вообще не имеют никакого представления о том, что их ожидает в ближайшей перспективе и лишь 11,4% медицинских работников, по их мнению, обладают всей полнотой информации о предстоящих изменениях в системе здравоохранения. При анализе ответов в зависимости от места работы респондентов оказалось, что наибольшее число (56,8%) работников органов управления здравоохранением и наименьшее их количество (5,3%) – из центральных районных больниц информированы в полном объеме по всем аспектам реформирования отрасли. С вариантом ответа об информированности по отдельным направлениям реформ в большей степени согласны служащие научно-диагностических центров, амбулаторно-поликлинических учреждений, профессиональных медицинских ассоциаций и научно-исследовательских институтов (100% ответов для каждой категории), а в наименьшей – сотрудники сельских больниц и амбулаторий (10,6%). Подтвердили свою полную не информированность о сути предстоящих реформ 75,4% сотрудников ВУЗов, 54,2% - областных больниц и 43,3% - специализированных учреждений здравоохранения. При ответе на вопрос об основных источниках информации о реформе здравоохранения участники Всероссийского медицинского обсуждения имели возможность выбрать один или несколько вариантов ответов. Мнение респондентов распределилось следующим образом (по степени убывания): 1. Средства массовой информации (федеральные и местные) – 36,7%; 2. Официальные документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ – 22,3%; 3. Материалы Российской медицинской ассоциации (материалы Всероссийских Пироговских съездов врачей, документы РМА и официальный печатный орган РМА «Врачебная газета» - 31,1%. 4. Другие варианты ответа выбрали 9,9% опрошенных врачей. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает тот факт, что основное информационное обеспечение преобразований в системе здравоохранения осуществлялось федеральными и местными средствами массовой информации (36,7%) и силами общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация» посредством распространения материалов Всероссийских Пироговских съездов врачей, документов РМА и официального печатного органа Российской медицинской ассоциации – «Врачебной Газеты» (в суммарном объеме участие в этом процессе Российской медицинской ассоциации равно 31,1%). При этом доля информационной составляющей непосредственного идеолога реформаторских преобразований – Министерства здравоохранения и социального развития РФ составила всего 22,3%. Региональный анализ данного аспекта исследования показал, что респонденты, проживающие в 39 регионах Российской Федерации отметили в качестве безоговорочного лидера в части информационного обеспечения реформ отрасли федеральные и местные средства массовой информации (36,7%). Официальные документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ стали источником информации для врачебного персонала из 31 региона России. Медицинские работники 21 субъекта РФ отдали приоритет в этом вопросе Материалам Всероссийских Пироговских съездов врачей, документам Российской медицинской ассоциации и «Врачебной Газете». Акцентируя внимание на месте работы респондентов, принявших участие в анкетировании отметим, что большинство врачей, работающих в областных больницах, отмечают в качестве основного источника информации о преобразованиях в здравоохранении средства массовой информации и официальный печатный орган Российский медицинской ассоциации «Врачебную Газету» (по 0,6%). Важнейшим информационным источником для служащих центральных районных и городских больниц, органов управления здравоохранением, специализированных учреждений и ВУЗов стали федеральные и местные средства массовой информации (19,0, 5,6, 2,5, 2,2 и 1,4% соответственно). Материалы Всероссийских Пироговских съездов врачей и документы Российской медицинской ассоциации в наибольшей степени удовлетворили информационные запросы врачебного персонала в городских больницах (5,3%), центральных районных больницах (5,1%) и органах управления здравоохранением субъектов РФ (1,4%). Другими каналами информации о реформировании отрасли чаще всего пользовались врачи из городских (3,5%) и центральных районных больниц России (2,8%). III. ОТНОШЕНИЕ ВРАЧЕЙ К РЕФОРМАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПРЕДЛАГАЕМЫМ ЗАКОНОПРОЕКТАМ Из общего числа опрошенных врачей 85,0% дают отрицательную оценку упразднению Министерства здравоохранения Российской Федерации как самостоятельного ведомства, поскольку это явилось причиной ликвидации здравоохранения как самостоятельной отрасли и только каждый седьмой респондент (15%) считает, что это решение окажет положительное влияние на дальнейшее развитие здравоохранения. Предпринятое исследование выявило, что 100% респондентов работающих в областных и районных больницах, научно-практических и специализированных учреждениях здравоохранения, медицинских ассоциациях, научно-исследовательских институтах и медицинских ВУЗах и более половины опрошенных из амбулаторно-поликлинических учреждений и сельских больниц и амбулаторий (55,9 и 52,9% соответственно) считают, что упразднение единого специализированного центра управления здравоохранением крайне отрицательно скажется на деятельности всей системы оказания медицинской помощи населению. Однако сотрудники органов управления здравоохранением (100% респондентов) напротив, поддерживают это решение и рассчитывают на то, что оно окажет положительное действие на функционирование системы здравоохранения. Оценивая ближайшие перспективы результатов модернизации системы здравоохранения 87% врачей думают, что грядущие преобразования будут способствовать усугублению ситуации, дальнейшему разрушению системы здравоохранения, росту неудовлетворенности населения и снижению доступности бесплатной медицинской помощи для основной части населения России. 9,3% опрошенных полагают, что ничего принципиально не изменится и лишь 3,7% респондентов считают, что реформа здравоохранения в том виде, в котором она предлагается Правительством РФ и его экспертами, послужит улучшению состояния системы здравоохранения, повышению качества и доступности бесплатной медицинской помощи. При этом, возможность резкого ухудшения положения дел в здравоохранении путем дальнейшего разрушения системы, снижения доступности бесплатной медицинской помощи для основной части населения России и, как следствие, рост неудовлетворенности населения страны предполагают 87,0% респондентов из 52 субъектов РФ. Наибольшую озабоченность по этому поводу высказывают медицинские работники из Краснодарского края, г. Москвы, Красноярского края и Ростовской области (8,4, 8,4, 6,3 и 5,0% соответственно). Врачи из 8 регионов страны (Республики Северная Осетия – Алания, Алтайского края, Волгоградской, Кировской, Нижегородской и Тамбовской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга считают, что ситуация останется неизменной. Оптимистичный прогноз результатов реформы здравоохранения делают медики лишь из двух регионов: москвичи (2,2%) и жители Ставропольского края (1,5%). При оценке ближайших перспектив функционирования системы здравоохранения в результате его реформирования, 100% респондентов, работающих в областных и районных больницах, научно-диагностических центрах, специализированных учреждениях здравоохранения, сельских больницах и научно-исследовательских институтах считают, что положение дел может только ухудшиться. Менее всего надеются на какие-либо позитивные сдвиги в сфере предоставления населению медицинской помощи служащие органов управления здравоохранением, медицинский персонал научно-диагностических центров, центральных районных больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений и медицинских ассоциаций (43,2, 13,7, 10,4, 6,7 и 5,9% соответственно). И только 15,9% врачей из городских больниц и 15,4% персонала высших учебных медицинских учреждений прогнозируют улучшение общей ситуации. На вопрос: «Как Вы оцениваете законопроект «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях?» получено 52724 ответа. Большинство врачей (45,2%) дали отрицательную оценку данному законопроекту, в 18,4% случаев была дана положительная оценка, а 36,4% респондентов оказались недостаточно информированы по данному вопросу, чтобы высказать какое-либо определенное мнение. Анализ распределения мнений медицинских работников из различных регионов РФ показал, что доминирующей является отрицательная оценка законопроекта «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» в 28 областях Российской Федерации. Наибольшее количество врачей, высказавших негативное отношение к данному документу, проживает в Красноярском крае (6,3%), Ростовской области (4,7%), Республиках Татарстан (3,7%), Саха (Якутия) (3,3%) и Башкортостан (3,0%). Позитивно оценили проект закона представители 11 регионов России, причем наиболее весомой поддержкой проект закона «О государственных (муниципальных) автономных организациях» пользуется у медицинских работников Краснодарского края (4,3%). Не располагали вообще никакой информацией о сути данного законопроекта в целом 36,4% медиков из 35 областей РФ. В зависимости от места работы мнение врачей, касающееся оценки законопроекта «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях», распределилось следующим образом: положительно оценили данный проект закона работники научно-диагностических центров, органов управления здравоохранением, центральных районных и городских больниц и ВУЗов (85,6, 56,8, 20,6, 16,7 и 15,4% соответственно). Отрицательная оценка содержалась в ответах всех коллективов медицинских учреждений, принимавших участие в социологическом исследовании, в диапазоне от 24,4% до 82,8% голосов. В половине учреждений здравоохранения количество не информированных врачей составляло более 50%: в амбулаторно-поликлинических учреждениях – 50,4%, в медицинских ассоциациях – 55,6%, в научно-исследовательских институтах – 63,3%, в специализированных учреждениях – 64,7%, в областных больницах – 75,6%. В сельском звене здравоохранения этот показатель равен 100%. При ответе на вопрос «Как Вы оцениваете законопроект «Об автономных учреждениях»? большинство врачей (47,5%) ответили отрицательно, 11,5% дали положительную оценку и 41,0% от общего количества врачей оказались не информированными о его содержании. Мнение медицинских работников в зависимости от территории их проживания выявило следующую картину. Положительно оценивают и полностью поддерживают данный законопроект врачи из 8 областей РФ: Ставропольского края, Белгородской, Кировской, Омской, Тамбовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Их количество распределилось соответственно 1,5, 2,4, 1,9, 0,6, 1,9, 0,6, 0,7 и 1,9%. Отрицательное мнение было высказано врачами из 27 регионов. Их количество варьируется от 0,2% в Иркутской области до 6,3% в Красноярском крае. Медицинские работники, проживающие в 37 областях России (41,0%), оказались в ситуации информационного вакуума и поэтому не смогли оценить положительные и отрицательные стороны обсуждаемого законопроекта. Положительную оценку необходимости принятия закона «Об автономных учреждениях» в представленной Правительством и его экспертами редакции дали сотрудники органов управления здравоохранением субъектов РФ (56,8%), высших медицинских учебных заведений (15,4%), медицинские работники городских (14,6%) и центральных районных больниц (10,6%). Наибольший процент негативных откликов пришелся на сотрудников медицинских ВУЗов и центральных районных больниц (соответственно 82,8 и 51,7%). Как показано на рисунке, значительная часть врачебных коллективов всех представленных в исследовании видов медицинских учреждений не имела информации о сути проекта закона «Об автономных учреждениях». Этот показатель варьируется от 100% в сельском звене здравоохранения до 37,7% в центральных районных больницах. На вопрос: «Ваша оценка законопроекта «О государственных гарантиях медицинской помощи?» получены ответы от 52724 врачей. В подавляющем большинстве случаев (44%) оценка врачей, принимавших участие во Всероссийском медицинской обсуждении, была положительной, в 37,2% случаев – отрицательной и в 18,8% случаев ответ на этот вопрос не смог быть получен из-за отсутствия у респондентов информации о содержании этого документа. В половине территорий РФ, принимавших участие в социологическом исследовании, врачи считают, что принятие закона «О государственных гарантиях медицинской помощи» будет способствовать нормализации ситуации в здравоохранении и дают ему положительную оценку. Наибольшую поддержку этот документ получил в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Республике Татарстан, городе Москве, Свердловской, Белгородской и Брянской областях (соответственно 4,3; 4,3; 3,7; 3,6; 2,9; 2,6 и 2,5%). Врачи из 28 областей России пессимистично относятся к этой инициативе Правительства Российской Федерации и отрицательно оценивают сам факт принятия закона «О государственных гарантиях медицинской помощи». Наибольший отрицательный резонанс в негативной оценке документа получен от медицинских работников Красноярского края (6,3%). Не информированными о содержании этого закона оказались медики из 16 областей РФ, причем безоговорочное лидерство в этом варианте ответа (6,5%) принадлежит московским врачам. При анализе ответов на вопрос об оценке законопроекта «О государственных гарантиях медицинской помощи» с учетом места работы респондентов выявилось, что наиболее положительно оценивают этот законопроект служащие научно-диагностических центров (85,6%), областных больниц (90,3%), ВУЗов (90,8%) и медицинских ассоциаций (94,1%). Отрицательное мнение в связи с возможностью принятия данного закона чаще всего высказывали сотрудники органов управления здравоохранением (43,2%), центральных (55,3%) и районных больниц (81,5%). Наибольшее затруднение при ответе на этот вопрос, вызванное отсутствием надлежащей информации о содержании проекта Федерального закона «О государственных гарантиях медицинской помощи», возникло у служащих научно-исследовательских институтов, сельских больниц и специализированных учреждений (32,8, 36,5 и 46,8%). Результаты исследования показали, что максимальное число врачей, не располагающих информацией об этом документе трудятся в амбулаторно-поликлинических учреждениях (57,1%). На вопрос: «Ваша оценка законопроекта «Об обязательном медицинском страховании?» большинство респондентов (40,7%) ответили положительно, 33,0% выразили отрицательное мнение, а 26,3% отметили, что не могут объективно ответить на этот вопрос в связи с отсутствием достаточной информированности о его содержании. Анализ распределения мнений врачей в зависимости от региона проживания выявил следующие результаты: 40,7% врачей (21480 специалистов) из 28 областей России дают положительную оценку законопроекту. При этом наиболее активную поддержку законопроекта оказывают медики, проживающие в Республике Саха (Якутия) - 4,3%, Краснодарском крае - 4,2% и Республике Татарстан - 3,7%. Заявили о своем негативном мнении по поводу этого закона 17381 респондент из 28 субъектов РФ. Более всего критичны в этом вопросе были врачи из Москвы, Ростовской области и Республики Башкортостан (4,9, 4,1 и 3,0% соответственно). Не располагают необходимой информацией для формирования определенной точки зрения 26,3% опрошенных врачей из 18 субъектов РФ и чаще всего о своей не информированности заявляли медицинские работники Красноярского края (6,3%). Оценка врачами законопроекта «Об обязательном медицинском страховании» в зависимости от места работы выявила достаточно высокую степень его поддержки специалистами областных и городских больниц, научно-диагностических центров, НИИ и ВУЗов (соответственно 75,6, 73,6, 85,6, 67,2 и 75,4%). Чрезвычайно высоким оказался уровень положительной оценки законопроекта среди представителей профессиональных медицинских ассоциаций – 94,1%. Большая часть отрицательных ответов приходится на служащих амбулаторно-поликлинических учреждений и районных больниц (69,1 и 81,5% соответственно). Наименее всего информированными в этом вопросе категориями медицинских работников являются сотрудники специализированных учреждений здравоохранения, центральных районных и сельских больниц. Их удельный вес равен соответственно 46,8, 42,2 и 36,5%. На наш взгляд, заслуживает внимания тот факт, что, несмотря на 10-летнюю практику работы системы обязательного медицинского страхования, в целом менее половины врачей положительно высказываются о его законодательном обеспечении. Можно предположить, что причины такого отношения заключаются в том, что до сих пор в сознании врачей обязательное медицинское страхование не ассоциируется с ощутимыми результатами, которые могли бы изменить деятельность здравоохранения и реально повлиять на конечный результат и оценку их труда. Врачи, принявшие участие в настоящем социологическом исследовании, высказали свое мнение по поводу снижения ставки Единого Социального Налога и соответствующего уменьшения отчислений на ОМС с 3,6% до 2,8%. Как показало анкетирование, только 2,0% респондентов готовы оценить данный шаг Правительства Российской Федерации положительно, в то время как 97,1% - отрицательно. Затруднились выразить свое мнение по данному вопросу 0,9% медиков. Подавляющее большинство врачей из всех субъектов Российской Федерации, принимавших участие в профессиональном медицинском референдуме, за исключением г. Москвы (1,9%) и Нижегородской области (0,1%), считают реализацию этой меры ошибочной и, поэтому, высказывают отрицательное мнение. В сумме лишь 2,0% респондентов из названных выше территорий России полагают, что такое решение заслуживает положительной оценки. Затруднились ответить на данный вопрос в общей сложности 0,9% участников анкетирования из Ростовской, Смоленской и Тюменской областей страны. Практически все врачи, участвовавшие во всероссийском медицинском обсуждении, вне зависимости от места их работы, отрицают принятие подобной меры в ближайшей перспективе. Положительно восприняли такое решение 13,7% медицинских работников городских больниц. Затруднения при ответе на это вопрос возникли у 14,7% представителей медицинских коллективов центральных районных больниц, у 1,2% - амбулаторно-поликлинических учреждений и у 0,8% центральных районных больниц.
IV.
МНЕНИЕ РОССИЙСКОГО ВРАЧЕБНОГО СООБЩЕСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО РОЛИ
РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Отвечая на вопрос: «Какая роль, по Вашему мнению, должна принадлежать Российской медицинской ассоциации в реформах отрасли?» 52724 врача дали 120472 ответа, что связано с выбором респондентами, как правило, от 2-х до 3-х вариантов ответов. Из общего числа ответов 1-ое место пришлось на функцию «Защита профессиональных и экономических интересов врачей». В целом за это высказались 40,2% опрошенных медицинских работников. Чаще других этот вариант ответа выбирали врачи из Москвы (4,9%), Краснодарского края и (3,7%), Красноярского края (2,8%), Ростовской области (2,2%) и Республики Саха (Якутия) – 1,9%. 2-ое место занимает ответ «Формирование и выражение корпоративного мнения врачей РФ по основным направлениям реформы здравоохранения». Это мнение поддержали в целом 36,5% специалистов. Соответственно за 3-е ранговое место «Информационное обеспечение профессиональной медицинской деятельности» отдали свои голоса 23,3%. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что врачебные коллективы различных форм медицинских организаций и учреждений обозначили основные ролевые функции, которые должны принадлежать Российской медицинской ассоциации. К ним относятся три основных: 1. Защита профессиональных и экономических интересов врачей. 2. Формирование и выражение корпоративного мнения врачей РФ по основным направлениям реформы здравоохранения. 3. Информационное обеспечение профессиональной медицинской деятельности. Вместе с тем, полученные результаты свидетельствуют о том, что врачи, работающие в районных больницах и служащие органов управления здравоохранением субъектов РФ в меньшей степени видят необходимость в том, чтобы Российская медицинская ассоциация осуществляла информационное обеспечение их профессиональной медицинской деятельности. V. НАМЕРЕНИЯ ВРАЧЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ТО, ЧТОБЫ ИХ МНЕНИЕ БЫЛО УЧТЕНО В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ На вопрос: «Если Вы считаете, что мнение широкой медицинской общественности должно быть востребовано в процессе реформирования здравоохранения, какие меры необходимо предпринять?» было получено 90217 ответов. Значительное превышение числа полученных ответов над количеством респондентов, принимавших участие во Всероссийском медицинском обсуждении, свидетельствует о выборе ими более одного из предложенных в анкете вариантов ответов или предполагает формулирование собственного предложения. Как показывают результаты проведенного социологического исследования, большинство респондентов (42,2%) считают наиболее действенной формой участия медицинской общественности в процессе реформирования здравоохранения организацию и проведение общероссийского всенародного референдума о путях дальнейшего развития здравоохранения в РФ. За необходимость использования именно этой меры высказались представители врачебной профессии из 44 субъектов Российской Федерации. Медицинские работники из 23 областей России (40% от общего количества участвовавших в анкетировании регионов) готовы к осуществлению радикальных действий, таких, например, как организация и проведение массовых акций протеста. Самые большие ожидания на организацию и проведение Общероссийского всенародного референдума о путях дальнейшего развития здравоохранения в РФ возлагают респонденты, работающие в городских и центральных районных больницах (56,3 и 47,3% соответственно), а также в сельских больницах (46,6%) и амбулаторно-поликлинических учреждениях России (43,5%). Сотрудники специализированных учреждений (43,1%), научно-исследовательских институтов (33,3%) и амбулаторно-поликлинических учреждений (32,6%) предпочитают отстаивать свои права на участие в реформировании здравоохранения путем организации и проведения акций протеста. Врачами, принимавшими участие во Всероссийском медицинском обсуждении, были высказаны и предложены к рассмотрению собственные соображения по поводу своих ближайших намерений. Среди них имеются такие радикальные, как: противодействие проведению данной реформы любыми средствами, в том числе путем соответствующей идеологической работы с населением (Томская область) и другие. На наш взгляд, это требует особого внимания и тщательного анализа не только со стороны медицинской общественности, но, в первую очередь, Правительства Российской Федерации и руководства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Полученный спектр ответов свидетельствует о том, что проводимые реформы здравоохранения в значительной степени стимулировали общественно-профессиональную активность врачей. Эти данные указывают также на то, что в медицинской среде прослеживается отчетливая потребность в профессиональной консолидации и обозначается важная роль в этом процессе Российской медицинской ассоциации и проводимых ею Всероссийских Пироговских съездов врачей. В этой связи обращает на себя внимание высокая рейтинговая позиция проводимых Российской медицинской ассоциацией Всероссийских Пироговских съездов врачей (35,1%). В контексте выявленных анкетированием намерений медицинских работников относительно их возможных действий (акций) в ближайшей перспективе, полученные данные могут свидетельствовать о том, что Российская медицинская ассоциация является важной точкой консолидации врачебного сообщества и способна к эффективному взаимодействию и конструктивному диалогу и сотрудничеству как с медицинской общественностью страны, так и с федеральными и региональными органами управления здравоохранением субъектов РФ. Полученный вывод подтверждается тем фактом, что на результативность проведения Всероссийского Пироговского съезда врачей, посвященного реформам в здравоохранении, в первую очередь возлагает надежды значительная доля сотрудников научно-диагностических центров, высших медицинских учебных заведений и органов управления здравоохранением субъектов РФ (100, 80,3 и 56,8% соответственно). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты Всероссийского медицинского обсуждения по вопросам модернизации системы здравоохранения, предлагаемой Правительством РФ и его экспертами, проведенного среди врачебных коллективов учреждений здравоохранения из 58 субъектов Российской Федерации, представляющих 7 федеральных округов показали, что степень информированности российских врачей о предстоящих преобразованиях в здравоохранении крайне неудовлетворительна. По мнению респондентов, лишь 11,4% врачей обладают необходимым объемом информации, в то время, как 18,8% из опрошенных признали, что они вообще не располагают никакой информацией по данному вопросу. Основная масса врачей (69,8%) признает, что информированность в этом вопросе фрагментарна и несистемна. Наиболее полной информативной базой предстоящих преобразований в области здравоохранения стали федеральные и региональные средства массовой информации (36,7%). Показательно, что второе место по степени информативности о преобразованиях в здравоохранении принадлежит Общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация» и издаваемым ею официальным материалам и печатным органам (31,1%). При этом доля информационной составляющей непосредственного идеолога реформаторских преобразований – Министерства здравоохранения и социального развития РФ составила всего 22,3%. На вопрос о целесообразности упразднения самостоятельного Министерства здравоохранения Российской Федерации из общего числа опрошенных врачей 85,0% дают отрицательную оценку этому явлению, поскольку это явилось причиной ликвидации здравоохранения как самостоятельной отрасли и только каждый седьмой респондент считает, что это решение окажет положительное влияние на дальнейшее развитие здравоохранения. В отношении оценки законопроекта «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» врачи высказались следующим образом: большинство из них (45,2%) дали отрицательную оценку данному законопроекту, в 18,4% случаев была дана положительная оценка, а 36,4% респондентов оказались недостаточно информированы по данному вопросу, чтобы высказать какое-либо определенное мнение. При ответе на вопрос «Как Вы оцениваете законопроект «Об автономных учреждениях»? большинство врачей (47,5%) ответили отрицательно, 11,5% дали положительную оценку и 41,0% от общего количества врачей оказались не информированными о его содержании. На вопрос об оценке законопроекта «О государственных гарантиях медицинской помощи» подавляющее большинство врачей (44,0%), принимавших участи во Всероссийском медицинском обсуждении, оценили его положительно, 37,2% - отрицательно и в 18,8% случаев ответ на этот вопрос не мог быть сформулирован из-за отсутствия необходимой информации по содержанию этого документа. На вопрос: «Ваша оценка законопроекта «Об обязательном медицинском страховании?» большинство респондентов (40,7%) ответили положительно, 33,0% выразили отрицательное мнение, а 26,3% отметили, что не могут объективно ответить на этот вопрос в связи с отсутствием достаточной информированности о его содержании. Анализ мнения респондентов по поводу снижения ставки Единого Социального Налога и соответствующего уменьшения отчислений на обязательное медицинское страхование с 3,6% до 2,8% показал, что только 2,0% респондентов готовы оценить данный шаг Правительства Российской Федерации положительно, в то время как 97,1% - отрицательно. Затруднились выразить свое мнение по данному вопросу 0,9% медиков. Участники анкетирования выразили свою точку зрения по поводу роли Российской медицинской ассоциации в преобразованиях системы здравоохранения. Из общего числа ответов 1-ое место пришлось на функцию «Защита профессиональных и экономических интересов врачей». В целом за это высказались 40,2% опрошенных медицинских работников. Чаще других этот вариант ответа выбирали врачи из Москвы (4,9%), Краснодарского края (3,7%), Красноярского края (2,8%), Ростовской области (2,2%) и Республики Саха (Якутия) – 1,9%. 2-ое место занимает ответ «Формирование и выражение корпоративного мнения врачей РФ по основным направлениям реформы здравоохранения». Это мнение поддержали в целом 36,5% специалистов. Соответственно за 3-е ранговое место «Информационное обеспечение профессиональной медицинской деятельности» отдали свои голоса 23,3% респондентов. При попытке выявить намерения врачей, направленные на то, чтобы их мнение было учтено в процессе преобразований системы здравоохранения, были получены следующие результаты. Большинство респондентов (42,2%) считают наиболее действенной формой участия медицинской общественности в процессе реформирования здравоохранения организацию и проведение общероссийского всенародного референдума о путях дальнейшего развития здравоохранения в РФ. За необходимость использования именно этой меры высказались представители врачебной профессии из 44 субъектов Российской Федерации. Медицинские работники из 23 областей России (40% от общего количества участвовавших в анкетировании регионов) готовы к осуществлению радикальных действий, таких, например, как организация и проведение массовых акций протеста. Обобщая в целом материалы проведенного Всероссийского медицинского обсуждения, следует отметить, что результаты, полученные на основании анализа мнения большинства респондентов, позволяют выделить главные направления реструктуризации предложенных Правительством РФ и его экспертами преобразований в области здравоохранения. Проведенное исследование подтверждает необходимость дальнейшего поиска путей системной модернизации здравоохранения Министерством здравоохранения и социального развития РФ в тесном взаимодействии с профессиональными медицинскими ассоциациями. На основании полученных результатов можно оценить отношение врачей к комплексу законопроектов, предложенных Правительством РФ. Как выяснилось, врачебное сообщество в наименьшей степени готово поддержать инициативы Правительства, а протестные настроения врачей должны обратить на себя особое внимание представителей законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. * * * ВСЕРОССИЙСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Итоги реализации национального проекта «Здоровье» и дальнейшие перспективы модернизации здравоохранения: мнения и оценки врачей (2006-2008 гг.) Саркисян А.Г., д.м.н, профессор, президент Российской медицинской ассоциации Пиддэ А.Л., д.э.н.,
профессор кафедры трудаи
социальной политики РАГС при Президенте РФ Злодеева Е.Б., к.и.н., доцент кафедры финансов и инвестиций экономическорго факультета ГОУ ВПО МГМСУ Подводить итоги и анализировать любые ситуации, сложившиеся в России в 2008-2009 годах, возможно только с учетом того, что в этот период возникли и проявились факторы, связанные с разразившимся кризисом. Это в полной мере относится к здравоохранению. Возникшая в связи с кризисом ситуация в стране в целом, и в здравоохранении, в частности, оказали заметное влияние на реализацию национального проекта «Здоровье». Кроме того, появившийся в конце 2008 года проект Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года оживил обсуждение состояния дел в здравоохранении на только в обществе, но и во врачебном сообществе. Изучение мнений и оценок врачей об итогах реализации ПНП «Здоровье» в 2006-2008 годах и о дальнейших перспективах модернизации здравоохранения - цель данного исследования. В проведенном Российской медицинской ассоциацией исследовании приняло участие 2 246 респондентов из регионов России. Абсолютное большинство респондентов - врачи муниципальных (1712 человек) и государственных - субъектов Федерации (297 человек) лечебных учреждений. 219 респондентов - работники медицинских ВУЗов, 5 – работники федеральных лечебных учреждений, 5 – других ЛУ. Анкета содержала 7 разделов. I. О кризисной ситуации в стране II. Степень Вашей информированности о реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» III. Общая оценка приоритетного национального проекта «Здоровье» и мероприятий, его составляющих IV. О проблемах оплаты труда медицинских работников V. О Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года VI. О тематике очередного Всероссийского Пироговского съезда врачей VII. Сведения о себе Итак, о кризисной ситуации в стране и её влиянии на деятельность лечебных учреждений. Большинство 59,8 % респондентов отметили, что обеспокоенность по поводу влияния экономического кризиса на деятельность лечебного учреждения существует и проявляется у всего коллектива, 22,7 % - отметили, что обеспокоенность существует, но не проявляется, 15,8 % - считают, что обеспокоенность существует, но проявляется у отдельных работников. Таким образом, 97,3% респондентов отметили, что врачи с обеспокоенностью отреагировали на возможные проявления и влияние кризиса на их деятельность. Основанием для подобной реакции послужили конкретные проявления финансово-экономического кризиса в деятельности лечебных учреждений, отмеченные респондентами. Среди таких проявлений - следующие: · Рост социальной напряженности внутри трудового коллектива - 60,8% · Сокращение ставок совместительства - 51,2% · Угроза сокращения штатов лечебного учреждения - 37,1% · Задержки в выплате заработной платы - 2,2% Отмечаются различия в ответах врачей о проявлениях кризиса в зависимости от места работы (табл.1) Таблица 1. Различия в оценках проявления кризиса в зависимости от места работы
Вместе с тем, 76,2% респондентов отметили, что принимаются антикризисные программы в сфере здравоохранения, в том числе и по вопросам лекарственного обеспечения, 4,4% - считают, что антикризисных мер не принимается, 16,1 % - затруднились ответить на этот вопрос. По мнению большинства респондентов реализация ПНП «Здоровье» будет продолжаться обязательно (45,7%). Считают, что реализация ПНП «Здоровье» будет продолжаться, но не в полном объеме - 36,95%, 12,3% полагают, что реализация ПНП «Здоровье» будет приостановлена, затруднились ответить на этот вопрос 4,5 % респондентов. Информированность врачей о реализации национального проекта «Здоровье» в регионе остаётся в достаточной степени высокой - 68,4% респондентов считают, что ПНП «Здоровье» реализуется в регионе в полном объеме, 18,9 % ответивших отметили, что ПНП «Здоровье» реализуется, но в меньшем объеме, чем раньше, а 7,9% - полагают, что реализация проекта практически прекращена. Среди последних – 92,6% - работники муниципальных ЛПУ и 7,4% - работники государственных (субъектовых) ЛПУ. Перейдем к оценкам респондентами приоритетного национального проекта «Здоровье» и мероприятий его составляющих. Особого внимания заслуживает динамика мнения врачей о том, что же собой представляет приоритетный национальный проект «Здоровье». По мнению респондентов результаты реализации национального проекта свидетельствуют о том, что:
Представленные данные показывают, что восприятие и оценки врачей результатов реализации ПНП «Здоровье» в целом трансформируется в сторону того, что ПНП « Здоровье» - это мероприятия по улучшению материального положения некоторых категорий медицинских работников. Анкета предусматривала возможность выбрать несколько вариантов ответов. Данные по 2006 и 2007 годам приводятся по исследованиям авторов.[1] Восприятие результатов реализации ПНП «Здоровье» в исследовании 2009 года различно у работников муниципальных и государственных (субъекта Федерации) лечебных учреждений. В таблице 2 представлены эти различия. Таблица 2 Различия в восприятии результатов ПНП «Здоровье» в зависимости от места работы
Отметим, что восприятие ПНП «Здоровье» в группах совпадает только в оценке возрождения профилактического направления в работе медицинских учреждений, как одного из его результатов. Важной для настоящего исследования является динамика оценок выполнения мероприятий национального проекта «Здоровье» в регионе проживания респондентов. В таблице 3 представлены данные об этом: Таблица 3 Динамика оценок выполнения ПНП «Здоровье» в регионе проживания
Из представленных данных очевидна динамика оценок реализации мероприятий национального проекта «Здоровье», особенно это касается оценок о том, что все мероприятия реализованы полностью. Вместе с тем, остаётся существенной доля врачей, которые затрудняются дать оценку выполнения проекта в регионе проживания. Оценки реализации проекта в регионах также различны в зависимости от места работы. В таблице 4 представлены эти данные. Таблица 4. Различия в оценках реализации ПНП «Здоровье» в зависимости от места работы
Данные, представленные в таблице свидетельствуют о различии в оценках результатов реализации проекта «Здоровье». В целом положительно (все мероприятия реализованы полностью и реализовано большинство мероприятий) оценили 69,33% респондентов, работающих в государственных ЛПУ и 81,32% респондентов, работающих в муниципальных ЛПУ. Вместе с тем структура общей оценки различна: большинство врачей государственных ЛПУ (50,6%) считают, что все мероприятия реализованы полностью, а только 18,73% респондентов этой группы полагают, что реализовано большинство мероприятий, то в группе респондентов, работающих в муниципальных медицинских учреждениях 45,89% отметили полную реализацию мероприятий, а 35,43% - считают, что реализовано большинство мероприятий проекта. Различна и структура «сдержанных» оценок итогов реализации ПНП «Здоровье». К «сдержанным» оценкам мы отнесли такие ответы как «Мероприятия национального проекта реализованы частично» и «Реализована меньшая часть национального проекта». Если общее количество респондентов, оценивших итоги реализации проекта «сдержанно» отличаются на десятые доли процента (13,94 % - работники региональных ЛПУ и 12,72% - работники муниципальных ЛПУ), то в структуре оценок у работников региональных ЛПУ преобладают оценки о частичной реализации мероприятий национального проекта (8,76%), а в структуре оценок работников муниципальных ЛПУ – оценки о реализации меньшей части национального проекта (9,47%). На наш взгляд такое восприятие и оценка итогов реализации ПНП «Здоровье» работниками региональных и муниципальных учреждений здравоохранения можно объяснить тем, что основный мероприятия проекта были и остаются направленными на совершенствование первичной медико-санитарной помощи, организации профилактики, решению проблем родовспоможения. А именно эти мероприятия касаются, в большей степени, муниципальных медицинских организаций. Подтверждением нашего предположения можно считать и тот факт, что 15,93% работников государственных (региональных) ЛПУ затруднились ответить на этот вопрос, т.е. затруднились оценить итоги реализации ПНП «Здоровье» в регионе проживания. Оценки итогов реализации проекта «Здоровье» связаны с восприятием процесса его реализации. С одинаковой ли интенсивностью реализовывался национальный проект «Здоровье» на начальном этапе (2006-2007гг.) и в 2008 году? Ответы на этот вопрос представлены в таблице 5. Таблица 5. Оценка интенсивности реализации национального проекта «Здоровье»
Большинство респондентов (67,2%) отметили одинаковую с предыдущими годами интенсивность реализации национального проекта «Здоровье». Вместе с тем, 24% ответивших на этот вопрос, в той или иной степени, отметили снижение интенсивности, а 6,86% - затруднились ответить на этот вопрос. Выявлены различия между ответами работников государственных и муниципальных ЛПУ. 26% работников муниципальных ЛПУ отметили снижение интенсивности реализации проекта в 2008 году, тогда как, респондентов-работников государственных ЛПУ, отметивших снижение интенсивности, оказалось 20,3 %. На 10% меньше оказалась группа респондентов-работников государственных ЛПУ и в оценке осуществления проекта с прежней интенсивностью, а затруднившихся ответить на данный вопрос среди этой группы оказалось почти в три раза больше, чем в группе респондентов в целом, и в шесть раз больше, чем в группе работников муниципальных ЛПУ. Для оценки отношения врачей к реализации национального проекта «Здоровье» существенное значение имеет то, насколько оправдались надежды врачей на перемены к лучшему. Известно, национальный проект предусматривал несколько направлений. В таблице 6 в порядке убывания представлены данные о рейтинге ответов респондентов на вопрос о направлениях национального проекта «Здоровье», полностью оправдавших ожидания врачей и пациентов в регионе? Таблица 6 Рейтинг оправдавшихся ожиданий врачей и пациентов при реализации ПНП «Здоровье»
Усиление профилактической направленности здравоохранения как оправдавшееся ожидание врачей и пациентов на первом месте и удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной помощи на последнем месте – таков рейтинг оправдавшихся ожиданий. Несколько иной рейтинг в группе респондентов - врачей государственных (субъектовых) лечебных учреждений (см. таблицу 7) и в группе респондентов-врачей муниципальных ЛПУ (см. таблицу 8). Таблица 7 Рейтинг оправдавшихся ожиданий врачей и пациентов при реализации ПНП «Здоровье» (мнение работников государственных ЛПУ)
Таблица 8 Рейтинг оправдавшихся ожиданий врачей и пациентов при реализации ПНП «Здоровье» (мнение работников муниципальных ЛПУ)
Не менее значимым для оценок реализации проекта, на наш взгляд, является и данные о том, реализация каких направлений национального проекта «Здоровье» не оправдала ожиданий врачей и пациентов. В таблице 9 представлены данные о рейтинге ответов респондентов на вопрос о направлениях национального проекта «Здоровье», не оправдавших ожидания врачей и пациентов в регионе. Отметим, что данные, представленные в таблице 9, позволяют сделать несколько выводов: Во-первых, существуют различия между рейтингами ответов всех респондентов и в группах респондентов-работников, представляющих государственные и муниципальные ЛПУ, хотя общая тенденция совпадает. Во-вторых, рейтинги ответов респондентов-работников, представляющих государственные и муниципальные ЛПУ совпадают полностью. Таблица 9 Рейтинги не оправдавшихся ожиданий врачей и пациентов при реализации ПНП «Здоровье»
В-третьих, данные о рейтинге ответов респондентов о не оправдавшихся ожиданиях врачей и пациентов в регионе коррелируют с данными о рейтинге ответов об оправдавшихся ожиданиях врачей и пациентов при реализации ПНП «Здоровье». По мнению респондентов, главные причины того, что не оправдались ожидания врачей и пациентов следующие: - неэффективное расходование ресурсов национального проекта «Здоровье» - так считают 57,5 %; - недостаточное внимание к проблемам здравоохранения со стороны органов региональной власти – 20,6%; - незаинтересованность врачей в конечном результате труда – 17,8%, Важным критерием для характеристики результатов реализации национального проекта «Здоровье» следует считать изменение условий оказания медицинской помощи. В таблице 10 представлены данные об оценках врачами изменений условий оказания медицинской помощи за время реализации ПНП «Здоровье». Таблица 10 Оценки изменений условий оказания медицинской помощи в регионах за время реализации национального проекта «Здоровье»
Как видно из таблицы, большинство респондентов во всех группах считают, что условия изменились, но лучше не стали. Отметим, что в структуре ответов на этот вопрос работников государственных лечебных учреждений субъектов Российской Федерации эта позиция поддержана, практически, тремя четвертями респондентов (73,6%). Кроме того, следует обратить внимание на то, что структура ответов на этот вопрос не изменилась по сравнению с исследованием 2007 года. 68,92 % респондентов отметили, что произошли качественные изменения в деятельности лечебного учреждения, в котором они работают, 18,65 % - считают, что изменения не произошли. Значительная часть респондентов (12,43%) затруднились ответить на этот вопрос, что может свидетельствовать о существовании большой группы врачей, у которых не сложилось мнения по данному вопросу. При этом, структура ответов работников государственных и муниципальных ЛПУ, хотя и совпадает со структурой ответов в общей группе, но имеет и отличия (см. таблицу 11). Таблица 11. Оценки изменений в деятельности лечебного учреждения за время реализации национального проекта «Здоровье» врачами ЛПУ
По мнению врачей, улучшение выражается в том, что произошло снижение уровня смертности населения – так считают 44,48% респондентов, улучшились показатели здоровья населения (42,56%), все подразделения лечебного учреждения оснащены новым медицинским оборудованием (7,15%), повысилось качество первичной медико-санитарной помощи (5,81%). Большое значение, для оценки результатов реализации национального проекта, имеет то, как оправдываются личные надежды людей, непосредственно участвующих в этом процессе. В таблице 12 представлены данные о распределении ответов на вопрос «Оправдались ли надежды, которые лично Вы возлагали на национальный проект «Здоровье»?» Таблица 12 Личные надежды на национальный проект «Здоровье»
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют об оправдании надежд, которые возлагались на национальный проект у большинства респондентов во всех рассматриваемых группах. У большинства респондентов эти надежды оправдались частично. Вместе с тем 13,4% респондентов в общей группе и 25,4% в группе работников государственных ЛПУ отметили то, что их надежды не оправдались, а 11,88 % работников государственных лечебных учреждений затруднились с ответом. При определении перспективы национального проекта «Здоровье» мнение респондентов распределилось следующим образом (в порядке убывания): - следует реализовать намеченные на 2009 год мероприятия национального проекта, а затем предложить что-то иное - 43,11% - мероприятия национального проекта нужно расширять и реализовывать в течение ближайших 3-4 лет - 35,29% - следует отказаться от идеи национального проекта в целом и разработать целостную концепцию реформирования здравоохранения - 16,28% - следует приостановить реализацию национального проекта в том виде, в котором он предложен, а выделенные финансовые ресурсы использовать по-другому - 2,12% В группе респондентов-работников медицинских ВУЗов - 99,54% считают, что следует отказаться от идеи национального проекта в целом и разработать целостную концепцию реформирования здравоохранения. Представляет интерес мнение врачей о том, какие шаги по модернизации здравоохранения должны были бы быть предприняты. Ниже в порядке убывания представлены мнения респондентов о возможных шагах по модернизации здравоохранения - разработка полноценной законодательной базы здравоохранения - 79,52% - продолжение реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения - 43,0% - широкое профессиональное обсуждение и принятие общегосу- дарственной Концепции развития здравоохранения до 2020 года - 40,73% - реализация региональных программ в сфере здравоохранения - 6,54% Работники ВУЗов видят перспективы модернизации здравоохранения в том, что нужно широкое профессиональное обсуждение и принятие общегосударственной Концепции развития здравоохранения до 2020 года (49,65%) и в разработке полноценной законодательной базы здравоохранения (50,35%). О Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. С положениями Концепции знакомы в полном объеме 15,53% респондентов, знают отдельные положения Концепции 61,66%, о концепции слышали, но не знакомы с Концепцией – 21,46%, о концепции не знают ничего – 4,27%. Отметим, что 77,19 респондентов в той или иной степени информированы о положениях Концепции. Именно у этой группы респондентов выяснялось отношение к Концепции. По мнению респондентов (в порядке убывания): - реализация Концепции частично улучшит положение в здравоохранении – 59,66%; - выбрали другой вариант ответа – 39,08% - затруднились ответить – 12,28% - реализация Концепции не повлияет на положение в здравоохранении – 5,34%; - реализация Концепции резко улучшит положение в Здравоохранении – 2,71%; Отметим, что большинство респондентов считают, что реализация Концепции частично улучшат положение в здравоохранения. Другие варианты ответа, предложенные респондентами, уточняли и расширяли предложения, содержащиеся в Концепции, предлагали варианты формулировок и редакционные изменения в тексте Концепции. Большинство респондентов (87,53%) считают, что перед утверждением Концепции следует организовать детальное её обсуждение во врачебных коллективах и на Всероссийском Пироговском съезде врачей. Респонденты считают актуальными для обсуждения на Всероссийском Пироговском съезде врачей следующие вопросы: - анализ Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года - 84,0%; - роль врачебного сообщества в модернизации здравоохранения - 73,1%; - деятельность системы здравоохранения в условиях финансово-экономи-ческого кризиса - 69,14%; - социально-трудовые отношения в здравоохранении (профессиональная занятость, пенсионное обеспечение, страхование профессиональной ответственности, социальное страхование, социальное партнерство и др. - 66,78%; - обсуждение альтернативных концептуальных подходов к модернизации системы здравоохранения РФ - 30,32%. Выводы: 1. Большинство врачей выразили беспокойство по поводу кризисных явлений и их влияния на функционирование медицинских учреждений. Респонденты отметили, что кризисные явления проявляются в росте социальной напряженности внутри трудового коллектива, в сокращении ставок совместительства, в угрозе сокращения штатов лечебного учреждения, в задержке выплаты заработной платы. 2. Большинство респондентов считают, что в здравоохранении принимаются антикризисные меры, которые не окажут существенного влияния на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье». 3. Мониторинг выявил, что во врачебной среде сформировалось отношение к приоритетному национальному проекту «Здоровье» как к неизбежным мероприятиям по улучшению положения некоторых категорий медицинских работников, улучшению материального обеспечения медицинских учреждений, подготовительной стадии к реформированию здравоохранения. При этом результаты реализации основных направлений национального проекта оправдали ожидания большинства врачей. Большинство врачей считают, что наряду с реализацией мероприятий ПНП «Здоровье» необходимы предложения по дальнейшей модернизации здравоохранения, в том числе и в виде Концепции развития здравоохранения. 4. Респонденты информированы о положениях Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации и считают, что её реализация улучшит положение в здравоохранении. С целью улучшения содержания положений Концепции, по мнению респондентов её нужно детально обсудить во врачебных коллективах и на Всероссийском Пироговском съезде врачей. 5. Для совершенствования сопровождения мероприятий по модернизации здравоохранения необходима совместная конструктивная работа федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, профессиональных врачебных ассоциаций, профсоюза работников здравоохранения, общественной палаты. 6. Профессиональный состав респондентов, стаж их работы и возрастной состав позволяют с большой долей уверенности экстраполировать результаты данного исследования на все врачебное сообщество.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 1999-2019 РМА. 125284, г. Москва, улица Поликарпова, д. 12 E-mail: rmass@yandex.ru Разработка и поддержка "Петербургский сайт" |